Закон о втором гражданстве и виде на жительство

Автор: | 23.08.2018

Закон об уведомлении о втором гражданстве. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. 4 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении поправок в федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты РФ. 4 августа 2014 г., через 60 дней после опубликования, новый закон вступил в силу. Согласно поправкам, российские граждане обязуются сообщать в органы Федеральной миграционной службы /ФМС/ России по месту жительства о наличии у них иностранного гражданства, вида на жительство или иного действительного документа о праве на постоянное проживание в иностранном государстве.

С инициативой изменения закона о гражданстве выступил депутат Государственной думы, член фракции ЛДПР Андрей Луговой. Подготовленный им законопроект был внесен в Госдуму РФ 31 марта 2014 г., а 23 мая того же года парламент принял его в третьем чтении. 28 мая новый закон был одобрен Советом Федерации РФ.

Законом установлен срок, в течение которого граждане должны поставить в известность органы ФМС. Он составляет 60 дней с момента приобретения иностранного гражданства или получения документа на право постоянного проживания за рубежом. За несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности соответствующее уведомление должны подавать их законные представители. Сообщить необходимые сведения в органы ФМС можно лично или почтовым отправлением. В письме должны быть указаны фамилия, имя и отчество гражданина; дата и место его рождения; место жительства; паспортные данные; «наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо наименование, серия, номер и дата выдачи документа на право постоянного проживания в иностранном государстве»; дата и основание приобретения иного гражданства или права постоянного проживания в иностранном государстве; сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа. К уведомлению нужно приложить копии российского и иностранного паспортов (документов о праве на постоянное проживание).

Те граждане РФ, кто уже имел иностранное гражданство к 4 августа 2014 г., должны были сообщить об этом в миграционный орган в течение 60 дней, то есть до 3 октября 2014 г.

Поправки в законодательство также предусматривают уголовное наказание за отказ от информирования государственных органов о наличии иностранного гражданства (вида на жительство). Неисполнение в установленный срок обязанности информирования органов ФМС об иностранном гражданстве, согласно ст. 330.2. Уголовного кодекса РФ, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за год, либо обязательными работами до 400 часов. Нарушение порядка подачи уведомления (например, предоставление неполной или неверной информации) грозит административной ответственностью в виде штрафа от 500 до 1 тыс. рублей (ст. 19.8.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

От необходимости сообщать о наличии иностранного гражданства освобождены граждане России, которые постоянно проживают за рубежом. Закон о втором гражданстве не касается лиц, имеющих паспорта Республик Таджикистан и Туркменистан, так как с этими государствами РФ заключила особые соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства.

Для жителей Крымского федерального округа обязанность подавать уведомление о наличии иностранного гражданства вводится с 1 января 2016 г.

По сообщению начальника Управления по вопросам гражданства и видов на жительство ФМС Валентины Казаковой, к июню 2015 г. 900 тыс. человек уведомили миграционную службу о наличии у них еще одного гражданства или о виде на жительство в другом государстве. По информации главы ФМС Константина Ромодановского, к апрелю 2015 г. за неисполнение нового закона были оштрафованы 60 тыс. человек.

Второе гражданство и вид на жительство: уведомлять или нет?

Опубликовано в журнале «Legal Insight», август 2014г.

4 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон No 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации и отдельные законодательные акты», устанавливающий обязанность российских граждан (за исключением тех, кто постоянно проживает за рубежом) уведомлять территориальный орган ФМС о наличии гражданства и вида на жительства иностранного государства. Какую цель преследовал законодатель, принимая этот закон? Будет ли он работать на практике?

Основные положения закона

Федеральный закон No 142-ФЗ распространяется на граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, видом на жительство, а также иным действительным документом, подтверждающим право на постоянное проживание в иностранном государстве, за исключением постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Аналогичная обязанность об уведомлении возлагается на родителей (опекунов) в отношении своих детей, не достигших 18 лет, за исключением случаев их постоянного проживания за границей. Законодатель установил уголовную ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства иностранного государства или вида на жительство. В Уголовный кодекс Российской Федерации введена новая статья 330.2, в соответствии с которой санкцией за данное преступление является штраф от 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одно- го года либо обязательные работы на срок до 400 часов.

Законом установлен перечень сведений, которые необходимо подать в территориальный орган ФМС:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (место пребывания или место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства или наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

Подача уведомления о наличии ВНЖ или второго гражданства осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина России или иного документа, удостоверяющего личность. Сведения необходимо подать в течение 60 дней с момента вступления в силу указанного закона, т.е. не позднее 6 октября 2014 г., а в последующем не позднее 60 дней с момента получения гражданства иностранного государства или вида на жительство.

Также в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП установлена административная ответственность за несвоевременную подачу уведомления, либо представление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений в размере штрафа от 500 до 1000 руб.

Логика законодателя

Начнем по порядку, прежде всего постараемся понять логику законодателя. В одном из интервью депутат Андрей Луговой, автор данного закона, отвечая на вопросы членов фракции «Справедливая Россия», заявил, что Россия «находится в агрессивной мировой среде, государство и власть должны знать о двойном гражданстве». По его мнению, реестр «двойных» граждан может помочь «спецслужбам в экстренной ситуации». На наш взгляд, можно выделить три причины, почему данный закон был принят именно сегодня.

1. Закон прежде всего направлен на российских чиновников, и если раньше кроме самого запрета на обладание гражданством иностранного государства, единственной санкцией было увольнение с государственной службы то сейчас вводятся меры уголовной ответственности за сокрытие данной информации.

Так, депутат Андрей Луговой на своей официальной странице написал следующее: «Шуточки закончились. Мы не можем доверять нашим западным «партнерам» ни в чем. В вопросах национальной безопасности мелочей не бывает. На очереди — новые законодательные подходы к регулированию второго гражданства государственных служащих, потому что паспорт иностранного государства в кармане российского чиновника или бизнесмена — это «брешь» в нашей безопасности. Иностранное государство имеет возможность влиять на такого «гражданина», а через него — на ситуацию в стране.»

2.Сама политическая ситуация, усиление патриотических настроений, борьба с «пятой колонной», попытки государства вернуть бизнес и самих граждан в российскую юрисдикцию. И снова приведем цитату автора законопроекта г-на Лугового: «И не надо говорить, что между оттоком капитала и множественным гражданством нет взаимосвязи. Обе проблемы касаются, прежде всего, нашего самоуважения. И пока мы сами не станем себя уважать, никто нас уважать не будет. Пора, наконец, перестать предавать национальные интересы в угоду сиюминутным выгодам.»

3. Фискальные интересы государства. Попытка установить контроль за расходами граждан с соответствующими налоговыми последствиями.

Отметим также, что сразу же после принятия закона во втором и третьем чтении в прессе разгорелась горячая дискуссия, и даже в стенах Парламента и кулуарах правящих партий единства по данному законопроекту не наблюдалось. Оставим в стороне политические дебаты и остановимся для начала на налоговой составляющей закона, о которой в СМИ практически ничего не говорилось.

Фискальные интересы государства

Как уже было сказано, в уведомлении территориального органа ФМС необходимо указать основания приобретения гражданства иностранного государства и вида на жительство. Условно эти основания можно разделить на две категории. Первая — это все, что не связано с инвестициями, брак с иностранцем, обучение в иностранном вузе, натурализация, приобретение гражданства на основании корней и т.д. Вторая — это инвестиции, куда относятся инвестирование в недвижимость, в субординированные банковские займы, покупка государственных облигаций, ценных бумаг, учреждение или покупка бизнеса, и т.д. Очевидно, что с точки зрения фискальных функций государства первая категория российских граждан интересует контролирующие органы куда меньше, чем вторая.

Представим себе, что гражданин России уведомляет территориальный орган ФМС о наличии у него вида на жительство в Португалии и указывает основание — инвестиции в недвижимость. Не нужно быть большим специалистом в области иммиграционного права Европейского Союза, чтобы понять, что указанный гражданин потратил на приобретение недвижимости в Португалии сумму равную более 500000 евро или 24 млн руб. Если данная недвижимость была оплачена с личного счета за рубежом или счета иностранной компании, то информация об операции вообще отсутствовала в российском информационном поле до момента обязательного уведомления территориального органа ФМС.

Аналогично можно оценить размер инвестиций при получении гражданства и вида на жительство и в других зарубежных странах. В этом случае у российских контролирующих органов к указанному гражданину могут возникнуть два вопроса: источник происхождения средств и был ли уплачен с этой суммы налог. Налоговые последствия уже могут быть определены в каждом конкретном случае индивидуально.

Что означает постоянное проживание за пределами России?

Теперь вернемся к анализу норм нового федерального закона. С одной стороны, стоит отметить очень высокую степень детализации установленных в законе правил. Так, например, законодатель четко описал круг лиц, на которых распространяется данный закон. К этим лицам можно отнести граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, временным видом на жительство, постоянным видом на жительство иностранного государства, визой инвестора и т.д., причем перечень является открытым.

С другой стороны, в законе содержится важное ограничение, описанное всего одним предложением, что уведомление не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Никакой детализации того, что можно считать постоянным проживанием за пределами России, в законе не содержится. На сегодняшний день в российском законодательстве вообще отсутствует определение термина «гражданин России, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации» для целей иммиграционного права. Очевидно, что критерии налогового резидентства, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации и международными договорами, для данных отношений не применимы.

И здесь сразу возникает множество вопросов. Если человек 9 месяцев в году живет за границей и 3 месяца в России, его можно считать постоянно проживающим за пределами России? А если 7 и 5 месяцев? Если гражданин на период вступления в действие закона проживает за границей, затем на 2–3 месяца вернулся в Россию и вновь уехал за границу, у него возникает обязанность по уведомлению или нет? Пока в российском иммиграционном праве ответов на данные вопросы нет.

Между тем сам факт отсутствия постоянного проживания за пределами России будет являться элементом доказывания в рамках уголовного дела по неисполнению обязанности по уведомлению. В отечественной прессе много и часто пишут о детях российских чиновников, которые учатся или работают за границей, не это ли причина появления данного исключения при рассмотрении законопроекта во втором чтении, а также обтекаемость формулировки и отсутствие четкого ответа на вопрос, кого же можно считать постоянно проживающим за пределами России?

Еще одна важная деталь касается самой ответственности, и здесь также возникает много вопросов. С одной стороны, законодатель устанавливает очень жесткую ответственность за неисполнение обязанности по уведомлению, кроме негативных последствий самой судимости, это до 400 часов исправительных работ. С другой стороны, за представление сведений в неполном объеме и заведомо недостоверных сведений устанавливается административная ответственность в виде штрафа от 500 до 1000 руб.

Если лицо выполнит обязанность по уведомлению, но в представленных сведениях не укажет, например, данные паспорта иностранного государства или вида на жительство либо основание получения иностранного гражданства или вида на жительство, в этом случае лицо не подлежит уголовной ответственности, поскольку исполнило саму обязанность по уведомлению, но может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 500 до 1000 руб.? Сложно понять логику законодателя, но соотношение санкций КоАП РФ и УК РФ вызывает у автора статьи некоторое недоумение.

Будет ли закон работать?

Теперь обратимся, к, пожалуй, самому важному вопросу: а как же данный закон будет работать на практике? Как будет строиться, например, механизм доказывания российскими правоохранительными органами? С учетом презумпции невиновности — базовой ценности, закрепленной в Уголовном кодексе Российской Федерации, сотрудникам Следственного комитета, в чьей компетенции находится применение новой статьи 320.2 УК РФ, будет необходимо доказать три основных составляющих объективной части преступления:

  • наличие гражданства, вида на жительство или иного документа,
  • факт постоянного проживания на территории России,
  • неисполнение обязанности по подаче уведомления.

И если со вторым и третьим критерием мы не видим больших сложностей в доказывании, то с доказыванием основной составляющей преступного деяния — наличием второго гражданства и вида на жительство — возникает множество вопросов. И главный из них — как будет происходить обмен информацией между российскими органами (органами полиции, ФМС, Следственным комитетом России и др.) и компетентными органами зарубежных государств. Это, пожалуй, самый важный вопрос на сегодняшний день.

Напомним, что, согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Поэтому основополагающим документом, доказывающим вину, будет письменный ответ на запрос российского компетентного органа о наличии у гражданина России гражданства иностранного государства или вида на жительство.

Важно отметить, что до сегодняшнего дня существующая практика обмена информацией между иностранными государствами касалась, прежде всего, обмена налоговой информацией и сведений об операциях по банковским счетам. Вопрос этот очень сложный и ему в последнее время уделяется большое внимание российскими государственными органами. Как будет складываться практика обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, в настоящий момент сложно сказать однозначно. В большинстве европейских стран существует система защиты персональных данных, они могут быть предоставлены только оператору персональных данных, к которым не относятся органы иностранного государства.

Важной деталью является то, что в отличие от обмена информацией по общеуголовным преступлениям, например, тяжким и особо тяжким, сокрытие информации о наличии гражданства или вида на жительство не является преступлением по законодательству большинства зарубежных стран. Каждое государство призвано защищать интересы своих граждан и лиц, имеющих аналогичные с гражданами права, и выдача кому-либо информации только лишь о самом факте наличия гражданства или вида на жительство, противоречит не только интересам, но и законодательству. Уверены также, что информация от иностранных государств не будет предоставляться в автоматическом режиме органам ФМС, так как это также противоречит законодательству самого иностранного государства.

Как будет складываться практика ответов на запросы российских компетентных органов, время покажет, пока же становится очевидным, что законодатель, устанавливая обязанность и санкцию в виде уголовного преследования за ее неисполнение, вряд ли до конца понимал, как же это норма будет работать на практике.

1. По нашему мнению, для 90% граждан России данный закон и процедура уведомления не несет какой-либо угрозы или рисков. Главная опасность состоит в том, что многие наши соотечественники или не знают о наличии такой обязанности, особенно это касается вида на жительство, или же, когда «шумиха» в прессе уже спадет, просто забудут уведомить ФМС до 6 октября 2014 г.

2. В целом шаги государства по противодействию коррупции среди государственных служащих, безусловно, явление позитивное и крайне необходимое. В тоже время, распространение обязанности и ответственности за сокрытие второго гражданства и вида на жительство на всех граждан, включая тех, кто не состоит на государственной службе, нам видится необоснованным.

3. Полностью разделяем позицию Комиссии Совета по правам человека при Президенте России, раскритиковавшей данный законопроект. Считаем меру в виде уголовной ответственности за данное правонарушение для обычных граждан, не являющихся чиновниками, излишне жестокой и не соответствующей степени общественной опасности самого деяния.

4. На сегодняшний день в России отсутствует выработанный механизм обмена информацией между иностранными государствами по иммиграционным вопросам, что является основным элементом доказывания и без чего данная норма эффективно работать не будет.

В чем суть нового закона о двойном гражданстве

С 4 августа 2014 года на территории России вступили в действия изменения в закон «О гражданстве РФ». Основная суть этих изменений коснулась вопроса о двойном, вернее, втором гражданстве. Что же конкретно подверглось изменению, и на что стоит обратить внимание? Закон о двойном гражданстве 2014 года – с его требованиями попробуем разобраться в данной статье.

Суть нововведений

Закон о двойном гражданстве в России – инициатива А. Лугового, депутата Государственной Думы. Причиной возникновения данной идеи и воплощения закона в жизнь стала довольно напряженная международная обстановка вокруг России. В связи с этим государство в рамках своей безопасности сочло необходимым точно знать о возможных связях его граждан за границей.

Так, главным новшеством, декларируемым обновленным законом, является обязательный порядок уведомления властей, а в частности – Федеральной миграционной службы (ФМС), о наличии у гражданина законных оснований на постоянное проживание в другой стране: заграничного паспорта, вида на жительство или иных (законом перечень оснований не уточняется).

Конечно же, такие действия российского правительства настораживают граждан и наталкивают на мысль о возвращении в «лучшие» времена Советского Союза, когда партийное руководство желало знать о своих подчиненных как можно больше . Но не стоит беспокоиться. На самом деле особо существенных изменений данным законом не предусмотрено, просто весь процесс будет более контролируемым и станет на прочные правовые рельсы.

Что потребуется от субъектов закона

Какой же порядок действий, иными словами, к чему новый закон о двойном гражданстве обязывает граждан РФ?

Человек, который имеет в своем распоряжении паспорт другой страны либо вид на жительство за границей, должен лично явиться в отделение ФМС по месту своей прописки в России. Там он должен предоставить заполненный бланк уведомления о втором гражданстве, плюс копии документов, которые подтверждают его статус.

Если личная явка в ФМС затруднительна, можно отправить все соответствующие документы через почтовое отделение.

Однако стоит заметить, что сделать это можно, только пользуясь «Почтой России» (и никакой другой) и только пребывая на территории Российской Федерации.

Из-за границы отправить пакет документов нельзя, равно как и отправить их электронной почтой. Эти ограничения установлены для того, чтобы работники Федеральной миграционной службы или же почты России могли лично проверить соответствие предоставляемой гражданином информации, достоверность его подписи и всех указанных данных. Отправить документы по почте можно, находясь на территории любого федерального округа РФ.

Срок, который был отведен на предоставление в ФМС всех данных, довольно небольшой – всего 60 дней с момента, когда был опубликован закон о втором гражданстве: они истекли 3 октября 2014 года.

С этого дня гражданам РФ, подпадающим под действие закона, которые не выполнили все требуемые от них действия, грозит уголовная ответственность.

Что до людей, имеющих второе гражданство и проживающих за границей, но сохранивших действующие российские паспорта или даже российскую прописку, то они обязаны уведомить ФМС в течении 60 дней со дня своего въезда на территорию РФ. Доказательством пребывания за границей, а также момента возвращения в Россию служат отметки, которые делают пограничники, когда гражданин пересекает государственную границу Российской Федерации.

Также важно отметить, что действие нового закона не распространяется на людей, имеющих дополнительно гражданство Туркмении и Таджикистана, так как в России действует положение о двойном гражданстве, подписанное с этими государствами. Не подпадает под действие закона гражданин, который официально выписан с места регистрации в России, о чем имеет соответствующее подтверждение от УВД.

Приказ 450 о двойном гражданстве: Видео

Ответственность за нарушение положений нового закона

Как уже упоминалось выше, если гражданин не предъявил все необходимые документы до 3 октября 2014 года, находясь в России, или в течение 60 дней по прибытию на ее территорию из-за границы, то он несет за это нарушение уголовную ответственность и может быть наказан по одному из пунктов:

  • Штраф до 200,000 российских рублей.
  • Обязательные работы на срок до 400 дней.
  • Штраф в размере годового оклада гражданина, нарушившего закон.

Если документы поданы позже срока или несут недостоверные данные, нарушителю будет грозить административная ответственность и штраф в размере 500-1000 рублей.

Однако ФМС не будет устраивать намеренной ловли несознательных граждан или проводить специальные проверки. Все нарушители будут нести ответственность по мере их выявления.

Граждане, получившие вторые паспорта или вид на жительство уже после вступления закона в действие, будут иметь 60 дней для уведомления об этом с момента получения документа.

Лица, имеющие второе гражданство и уведомившие об этом ФМС, тем не менее, не могут впредь занимать политические должности, а также быть государственными или муниципальными чиновниками. Конечно, это ограничение не ново, однако теперь за его соблюдением будут следить строже, – к слову, в этом тоже одна из причин принятия нового закона.

Как и где проще всего получить гражданство: Видео

Закон о втором гражданстве и виде на жительство

ФМС старается уверить граждан, что обязанность сообщать о наличии иностранного паспорта или вида на жительство вполне безобидна и мало чем грозит добропорядочным гражданам. Стоит ли доверять этим неофициальным разъяснениям службы?

В начале августа вступил в силу закон, требующий от всех российских граждан, у которых есть второе гражданство, вид на жительство или другой документ, разрешающий постоянное проживание в иностранном государстве, сообщить об этом российским властям. Тех, кто такого уведомления не подаст, по закону ждет административный штраф (500—1000 руб.), а то и уголовная ответственность (штраф до 200 тыс. руб. или обязательные работы) — если будет доказано, что гражданин умышленно все это скрывал.

Однако Федеральная миграционная служба запоздала с разработкой порядка подачи уведомлений — приказ ФМС об этом вступил в силу только 17 августа. Порядок простой: нужно заполнить уведомление по утвержденной форме и подать его в ФМС лично или по почте. Но кто именно подпадает под действие закона и нужно ли вообще о нем думать, если вы живете не в России, понятнее не стало.

Только 19 августа замглавы ФМС Николай Смородин ответил на вопросы пользователей Facebook по поводу применения закона: рассказал, например, что если у гражданина России, постоянно живущего за границей, осталась российская регистрация, он должен подать уведомление при возвращении в Россию, а также что закон распространяется на обладателей не только иностранных паспортов и видов на жительство, но и ряда других разрешений на проживание.

Устные и неофициальные разъяснения ФМС, однако, весьма произвольно трактуют закон, и на наш взгляд, если всем этим трактовкам следовать, можно оказаться под угрозой как минимум административного наказания. Как обезопасить себя?

Можно ли отложить подачу уведомления?

7 августа 2014 года официальный представитель ФМС высказала мнение, что уведомление нужно подавать в течение 60 дней с момента первого въезда гражданина на территорию России после вступления в силу закона. Из ответов Николая Смородина следует, что подавать документы нужно в первый свой приезд в Россию после вступления в силу закона, сколько бы времени к этому моменту ни прошло.

Однако, во-первых, ФМС не уполномочена привлекать или освобождать от административной ответственности за неуведомление. Закон также не дает ФМС и ее должностным лицам права изменять сроки уведомления о втором гражданстве или виде на жительство. Во-вторых, в России разные госорганы могут давать диаметрально противоположное толкование законодательства, поэтому надежнее полагаться на букву закона.

Закон же предусматривает только два срока для уведомления. Для россиян, которые на начало августа уже имели иностранное гражданство, вид на жительство или аналогичный документ, это 60 календарных дней с момента вступления закона в силу, то есть до 3 октября 2014 года. Для всех остальных — 60 дней с момента получения иностранного гражданства или документа на право постоянного проживания. Пока в законе не установлено иное, нужно ориентироваться именно на существующие правила.

В чем еще не стоит доверять ФМС

Сомнение вызывают и другие трактовки, предложенные миграционной службой. Например, из заявлений Смородина следует, что подавать уведомление должны и обладатели резидентских виз, и обладатели краткосрочных видов на жительство (сроком на один год).

В действительности, поскольку в законе нет перечня документов, которые дают право на постоянное проживание в иностранном государстве, нужно руководствоваться законодательством иностранного государства, где находится россиянин. Если речь идет об иностранном паспорте, виде на жительство или ином отдельном документе, в котором не определен конечный срок действия, все понятно — уведомлять действительно нужно.

Но в ряде стран иностранцам выдается пластиковая карточка разрешения на проживание (residence permit) на срок до одного года с правом продления. По национальному праву этих государств она является временным разрешением на пребывание и, значит, не должна рассматриваться как основание для возникновения обязанности по уведомлению.

Не обязывает уведомлять и наличие резидентской визы (вклейки в загранпаспорт). Такие визы имеют конечный срок действия, не являются видом на жительство и не представляют собой отдельный документ, о котором говорится в законе. Это касается и резидентских виз, выданных на период работы по трудовому договору за границей, и виз, выданных для прохождения обучения или лечения: они тоже ограничены соответствующим сроком.

Как избежать уголовной ответственности

Закон не требует уведомлений от граждан России, постоянно проживающих за пределами страны. Это те, кто получил паспорт иностранного государства или документ на право постоянного проживания в иностранном государстве, но при этом не зарегистрирован в базе миграционного учета ФМС по месту жительства или месту пребывания в России (при этом во внутренний паспорт ставится штамп «Зарегистрирован по адресу. »). Если россиянин сам не попросил о снятии с регистрации при выезде за границу, то он не выезжает на постоянное место жительство за рубеж и скоро должен вернуться на родину — такова логика закона.

Если доказать постоянное проживание за границей не получается, то подавать уведомление граждане обязаны с территории России: либо прийти в ФМС лично, либо послать документы через отделения «Почты России». Об этом говорил и замглавы ФМС Смородин.

Если уведомление будет подано из-за границы, пусть даже по установленной форме, это, вероятно, посчитают нарушением порядка уведомления. И от административного штрафа (500—1000 руб.) это не освободит. Зато исключит возможность привлечения к уголовной ответственности — следователям будет затруднительно утверждать, что человек скрывал второе гражданство умышленно.

Поэтому, если не удается приехать в Россию в установленный законом срок, имеет смысл заполнить уведомление и заверить свою подпись в консульстве России в стране нахождения. А затем вместе с нужными копиями документов отправить по официальному адресу ФМС любой международной почтовой службой, которая подтверждает факт вручения получателю.

В этом случае можно не очень волноваться о том, что вы пропустите срок для подачи уведомления на территории РФ. Просто во время ближайшего въезда в Россию нужно будет продублировать уведомление уже в точном соответствии с установленным порядком — в управлении ФМС или через «Почту России».

Как уведомить ФМС (МВД) о наличии вида на жительство и второго гражданства: популярные вопросы

С момента вступления в силу закона об обязательном уведомлении ФМС России о наличии вида на жительство или гражданства другой страны прошло больше двух лет. За это время в закон были внесены поправки, сложилась практика его применения, и даже появились прецеденты наказаний за утаивание этой информации. Вопросов у обладателей ВНЖ по-прежнему много.

4 августа 2014 года в закон №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» внесли поправки. По новым правилам, все граждане РФ, которые получают (или получили ранее) вид на жительство или паспорт другой страны, должны сообщить об этом в Федеральную миграционную службу. Сейчас ее функции переданы Министерству внутренних дел, а обязанность у обладателей ВНЖ или гражданства осталась прежней.

Уведомить необходимо в течение 60 дней с момента получения статуса. Это можно сделать лично, придя в управление по вопросам миграции по месту жительства, по почте России, а с декабря 2014 года еще и с помощью уполномоченного представителя на основании нотариальной доверенности.

В законе прописан механизм уведомления и для тех, кто на момент наступления обязанности находится за рубежом. Они должны представить свои документы в течение 30 дней со дня въезда в Россию.

Уклонистов ждет наказание. За «несообщение» установлена уголовная ответственность (в соответствии со ст. 330.2 УК РФ). Максимальная санкция – обязательные работы сроком до 400 часов. За опоздание или предоставление заведомо ложных сведений полагается административное наказание (в соответствии со ст. 19.8.3 КоАП) в виде штрафа от 500 до 1000 рублей.

Обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

На вопросы отвечает директор компании «Второй Дом», кандидат юридических наук Евгений Цикунов.

Уведомлять или нет? Как они узнают?

Задают этот вопрос достаточно часто, хотя, на мой взгляд, сама формулировка вопроса достаточно странная. Какой бы ни был закон, хороший или плохой, это закон, и мы обязаны его соблюдать вне зависимости о строгости наказания за его нарушение.

Действительно, миграционные ведомства зарубежных государств не обязаны уведомлять соответствующие российские ведомства о том, что такой-то россиянин получил ВНЖ или гражданство этого государства, и на практике этого не происходит.

При выезде из России в ходе пограничного контроля сотрудники пограничной службы проверяют документы на выезд из России и наличие у лица различных ограничений (алименты, долги и т.д.). В обязанность пограничной службы в соответствии с Административным регламентом ФСБ России (Приказ ФСБ России от 08.11.2012 №562) не входит проверка документов, дающих право на въезд в страну, в которую вы направляетесь. Но, сегодня действует один регламент, а завтра другой, как мы знаем, законодательство у нас может измениться в любой момент.

К тому же сотрудники авиакомпании при регистрации на рейс обязательно проверят не только срок действия вашего загранпаспорта, но и наличие у вас визы или документа, дающего право на безвизовый въезд в страну отправления. Иначе, если вы не пройдете паспортный контроль в стране, куда вы летите, на том основании, что у вас нет визы или иного разрешающего документа (ВНЖ, ПМЖ, гражданства), и вам откажут во въезде в страну – авиакомпания будет вынуждена вас «возвращать» в Россию за свой счет.

Поэтому, еще раз хотим отметить, что уголовная ответственность, особенно в России – это «не игрушки», уведомить МВД стоит в установленные законом сроки.

Изменился ли порядок уведомления в связи с упразднением ФМС и передачей ее функций Главному управлению по вопросам миграции МВД России?

Приказ ФМС России №450 от 28.07.2014, которым утвержден порядок уведомления и все формы, действует и отменен не был. На местах работают те же специалисты, что и раньше, только форма у них теперь другого цвета. Даже находятся они, как правило, там же. В Москве, например, в МФЦ «Мои документы».

Изменились некоторые детали. Раньше сотрудники ФМС не требовали представить оригиналы карты ВНЖ или паспорта иностранного государства. Сейчас просят оригинал и копию, сверяют копию с оригиналом и заверяют ее. В результате уведомлять по доверенности стало сложнее, поскольку уполномоченному представителю нужно иметь на руках все оригиналы как российских, так и зарубежных документов семьи клиента.

Во всем остальном процедура полностью осталась прежней и ничем не отличается.

Закон не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Если большую часть времени я проживаю в США, мне нужно уведомлять МВД?

Действительно, обязанность не распространяется на лиц, постоянно проживающих за пределами России. Но, к сожалению, в нашем законодательстве пока нет определения понятию «лицо, постоянно проживающие за пределами России» для целей иммиграционного законодательства.

Ранее на пресс-конференции в Фейсбуке представители ФМС объясняли свою позицию. По их мнению, уведомлять не нужно, если вы одновременно соответствуете этим критериям:

  • постоянно проживаете за пределами России;
  • встали на консульский учет за рубежом;
  • выписались по адресу, где были зарегистрированы в России.

Очевидно, что Фейсбук не является источником права в России, и интервью чиновника не имеет юридической силы, тем не менее, это официальная позиция, которую пока в МВД никто не подтвердил, но и не опровергнул. Остается надеяться, что рано или поздно в МВД устранят этот пробел и в новом регламенте появится четкий ответ на данный вопрос.

Мы купили недвижимость в Латвии и получили на этом основании ВНЖ для всей семьи, что мы должны указать в п. 4 Формы уведомления (основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве)?

Для того, чтобы понять, что такое основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ), необходимо обратиться к статьям 11, 12, 13 закона «О гражданстве», где они перечислены. В Российской Федерации это, например, по рождению, вступление в брак и т.д.

Другими словами, основания приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) – это события или действия, в результате которых вы стали обладателем данного статуса.

Применительно к нашему случаю это будет «приобретение недвижимости» или «инвестиции в недвижимость». При получении ВНЖ/ПМЖ Венгрии через гособлигации это будет «инвестиции в государственные ценные бумаги Венгрии». При получении гражданства Кипра через покупку гособлигаций – «инвестиции в государственные облигации Кипра».

Что будет, если я не укажу основание приобретения гражданства (ВНЖ/ПМЖ) в форме уведомления?

В соответствии со ст. 19.8.3 КоАП за «предоставление сведений в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений» установлена административная ответственность в размере штрафа от 500 рублей до 1000 рублей. Как мы уже говорили выше, наша рекомендация всегда однозначная – закон не нарушать.

Можно ли уведомить через сайт государственных услуг или по электронной почте?

Нет, такой возможности по закону не предусмотрено. Уведомить можно только лично, с помощью Почты России и через уполномоченного представителя по нотариальной доверенности.

Где можно найти формы уведомления?

Раньше формы были размещены на сайте ФМС России, сейчас, к сожалению, на официальном сайте ГУВМ МВД России этой информации нет.

В системе Консультант+ или Гарант можно найти Приказ ФМС №450 от 28.07.2014 в нем есть сами формы и инструкция по их заполнению.

Нужно ли носить с собой отрывную часть формы уведомления при пересечении границы?

В законе «О гражданстве» такая обязанность для граждан России не предусмотрена. Но, с учетом того, что вся информация вносится в базу данных вручную и это занимает время, лучше отрывную часть при себе иметь.

Материал подготовлен при поддержке компании «Второй Дом».

Понравилась статья? Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен.