Военный досмотр

Автор: | 16.02.2019

Статья 28.7. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке

1. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

2. Доставление, то есть принудительное препровождение, военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в служебное помещение воинской части или военной полиции.

Доставление военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. Задержание, то есть кратковременное ограничение свободы, может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в исключительных случаях, если это необходимо для установления личности нарушителя, подготовки материалов о грубом дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения.

О задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уведомляется командир воинской части, в которой данный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, проходит военную службу (военные сборы). По просьбе задержанного военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляется защитник, а по просьбе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, также уведомляются указанные им родственники.

Срок задержания военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, исчисляется с момента его доставления, а военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления и не должен превышать трех часов, а в случае, если к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, может быть применен дисциплинарный арест, — 48 часов.

Задержанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, содержится в изолированном помещении воинской части, либо в комнате (камере) органа, воинской части или подразделения военной полиции для задержанных военнослужащих, либо на гауптвахте. Условия содержания задержанных военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

4. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и досмотр транспортного средства, то есть обследование вещей (транспортного средства), проводимое без нарушения конструктивной целостности вещей (транспортного средства), осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения предметов дисциплинарного проступка или предметов, использованных при его совершении, либо предметов, сохранивших на себе следы дисциплинарного проступка.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотр транспортного средства осуществляются в присутствии не менее двух понятых. При этом личный досмотр осуществляется лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии не менее двух понятых того же пола.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии должностного лица воинской части. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного должностного лица.

5. Изъятие вещей, явившихся предметами дисциплинарного проступка или предметами, использованными при его совершении, либо предметами, сохранившими на себе следы дисциплинарного проступка, и (или) документов, имеющих значение доказательств при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности и обнаруженных на месте совершения дисциплинарного проступка или при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, и (или) досмотра транспортного средства, осуществляется в присутствии не менее двух понятых.

В случае необходимости изъятые вещи и (или) документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

6. Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей может быть применено к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в случаях, когда совершенный им дисциплинарный проступок препятствует исполнению его должностных и (или) специальных обязанностей или исполнению обязанностей военной службы другими военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо когда исполнение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, должностных и (или) специальных обязанностей препятствует (может препятствовать) всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств совершения им дисциплинарного проступка, выявлению причин и условий, способствовавших его совершению.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется на срок не более чем до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке, а в случае назначения дисциплинарного взыскания — не более чем до окончания исполнения дисциплинарного взыскания.

Временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей осуществляется в порядке, установленном общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Отстранение от управления транспортным средством применяется к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, если имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения либо совершил иной грубый дисциплинарный проступок, связанный с управлением транспортным средством или его эксплуатацией. Отстранение от управления транспортным средством применяется до устранения причины отстранения.

Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, который отстранен от управления транспортным средством и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что этот военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.

Должностное лицо воинской части, гарнизона или органа военной полиции, отстранившее военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, от управления транспортным средством, обязано обеспечить сохранность этого транспортного средства до окончания отстранения. Порядок хранения транспортных средств, от управления которыми отстранены военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, определяется общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

8. Медицинское освидетельствование осуществляется в целях обнаружения на теле военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, особых примет, следов правонарушения, телесных повреждений и (или) выявления состояния опьянения.

Медицинское освидетельствование и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. В случае необходимости при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотра транспортного средства и (или) при изъятии вещей и документов могут применяться фото- и киносъемка, видеозапись и (или) иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

10. О применении к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, за исключением меры, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи, составляется протокол. В протоколе указываются дата, время и место его составления; должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, к которому применена мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке; время, место и мотивы применения указанной меры; описываются все действия, произведенные при применении такой меры, все обнаруженное при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при военнослужащем или гражданине, призванном на военные сборы, досмотра транспортного средства и (или) медицинского освидетельствования в той последовательности, в какой осуществлялись досмотр и медицинское освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент досмотра и медицинского освидетельствования; перечисляются и описываются с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков все изъятые вещи и документы, а также делается отметка о примененных фото- и киносъемке, видеозаписи и (или) иных установленных способах фиксации вещественных доказательств.

Форма протокола о применении к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке определяется общевоинскими уставами с учетом требований, установленных настоящей статьей.

К протоколу прилагаются материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи и (или) иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, а также справки (акты) о медицинском освидетельствовании.

Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, к которому применена соответствующая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при применении такой меры понятых или других лиц — также этими лицами. В случае отказа военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, подписать протокол в нем делается соответствующая запись. Протокол приобщается к материалам о дисциплинарном проступке.

11. Должностные лица воинских частей, гарнизонов или органов военной полиции, которые имеют право применять предусмотренные настоящей статьей меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, определяются общевоинскими уставами и Уставом военной полиции.

12. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке применяются к военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Военный досмотр

Итак, нас остановил инспектор ГИБДД и просит открыть капот/дверь/багажник автомобиля, выйти и вывернуть карманы и сумку, лежащую у нас на переднем сидении утверждая, что проводит осмотр автомобиля. Давайте вместе разбираться, что должен в таких случаях делать водитель и что должен делать инспектор, если все будут следовать букве закона.

К сожалению, в КоАП нет четкого понятия «осмотр» транспортного средства, но это понятие раскрыто в приказе «Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185″

149. Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, то есть визуального обследования транспортного средства и перевозимого груза, являются:

ориентировки, иная информация об их использовании в противоправных целях ;

Пункт 20 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».

необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах (пункт 83 настоящего Административного регламента).

Из этого вывод: осмотр — визуальное обследование транспортного средства и перевозимого груза.

Получается, если инспектор желает осмотреть ваш автомобиль — он может ходить вокруг него, заглядывать в окна и даже залезть под него, если у него есть на то желание.

Важно заметить, что согласно все тому же 185 приказу

153.1. О проведении осмотра транспортного средства и груза по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О полиции», сотрудник составляет акт осмотра транспортного средства и груза.
Но, мы ведь законопослушные, ничего не нарушили, автомобиль не угнан, и требовать от инспектора составлять акт осмотра не будем, чтобы не терять время. Особенно если инспектор действительно ограничился визуальным осмотром.

Имейте ввиду, что открыв свой автомобиль для осмотра мы действуем на свой страх и риск. Были случаи, когда инспектором при осмотре вдруг был замечен патрон на сиденье. План по раскрытию к сожалению ещё не отменили с советских времён.

Если инспектор самовольно открывает ваш автомобиль — сразу звоним 02 или 112. Отлично, если у вас будет видеосъёмка этих действий или пара свидетелей. Или и то и другое.

Согласно статьи 27.9 КоАП РФ

1. Досмотр транспортного средства любого вида, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Размытое понятие, верно?

2. Досмотр транспортного средства осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи

3. Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица.

4. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

6. В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, о типе, марке, модели, государственном регистрационном номере, об иных идентификационных признаках транспортного средства, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре транспортного средства.

7. В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

При досмотре инспектор МОЖЕТ передвигать и открывать вещи, но должна быть обеспечена видимость этих действий для понятых. Инспектор НЕ МОЖЕТ откручивать что либо или срывать, это нарушение целостной конструкции автомобиля и с этих действий начинается обыск

Итак, при досмотре инспектор должен составит протокол о досмотре тс, найти двух понятых (либо вести видеосъёмку при досмотре) и только тогда начинать досмотр.
Досмотр проводится только в нашем присутствии.
Инспектор может попросить вас открыть двери/капот/багажник, передвинуть вещи в салоне, поднять накидку на сиденье, открыть сумку или пакет. Не стоит отказывать инспектору в этих просьбах, такой отказ вполне послужит причиной задержания.

Не важно, происходит досмотр на стационарном посту или в поле. Протокол и два понятых.

Если инспектор просит лично вас вывернуть карманы, снять куртку, показать содержимое сумки, которая висит у вас на плече, то это уже личный досмотр, регламентируемый статьёй 27.7 КоАП РФ, и должен составляться отдельный протокол.

Инспектор может потребовать открыть капот для проверки номеров двигателя и других элементов.
Согласно все тому же приказу МВД 185 — самостоятельная процедура, называющаяся:

«Проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства»

И регламентируется пунктом 83 приказа 185 МВД.

83. Проверка документов, маркировочных обозначений транспортного средства, государственных регистрационных знаков может включать:визуальное исследование документов;осмотр транспортного средства (пункты 149 — 154 настоящего Административного регламента);обращение к разыскным, оперативно-справочным учетам и специализированным федеральным учетам подразделений Госавтоинспекции;(в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780(см. текст в предыдущей редакции)применение технических средств определения подделки. То есть, для сверки номеров применяется осмотр, и в случае отказа от осмотра — досмотр.

Инспектор, при отказе открыть багажник при осмотре, может потребовать предъявить аптечку/огнетушитель/знак аварийной остановки, чтобы мы, доставая их, открыли багажник. Нет статьи или пункта, которые обязывают водителя предъявлять их. Говорим инспектору, что когда выезжали из гаража, они были на месте. Ну а вообще, их полезно иметь в автомобиле. Так, на всякий случай. И правилами положено.

Если инспектор заявил, что намерен досмотреть автомобиль, а после бездействует и протокол не составляет, то интересуемся у него, когда будет составлен протокол о задержании, если никаких действий опять не последовало, звоним 02 или 112 и сообщаем о том, что инспектор не законно ограничивает ваше право на управление ТС и свободное передвижение.

Никакой массовый досмотр (с нарушением процессуальных норм) всех автомобилей подряд даже в период проведения антитеррористической операции или плана «Перехват», по федеральному, закону в мирное время недопустим. Досмотр по общепоисковому принципу закон допускает лишь в случае введения чрезвычайного или военного положения.

На этом пока все

Пост ради рейтинга ознакомления автолюбителей со своими правамии обязанностями.
Буду писать еще.
Я не призываю зря и без повода грубить и качать права инспекторам безопасности дорожного движения. Среди них тоже есть нормальные люди. И даже немного хороших. Я надеюсь, что «плохие» будут меняться, чаще сталкиваясь с автолюбителями, умеющими отстаивать свою правоту и знающие свои права.

Строгий досмотр и хороший авиапарк. Как летают самолеты Минобороны

Погибший утром Ту-154 был далеко не первым и даже далеко не сто первым бортом Министерства обороны, вылетевшим в Сирию с аэродрома Чкаловский под Москвой. Одним из предыдущих рейсов летел наш корреспондент.

Военный аэродром Чкаловский на окраине подмосковного Щёлкова хорошо знают все журналисты, освещающие деятельность Министерства обороны. Длинный забор вдоль шоссе, потом КПП-1, более известное как «КПП у самолета» — там и вправду на высокой бетонной стеле установлен истребитель-бомбардировщик Су-7 с задранным в небеса носом.

Чужие по аэродрому не ходят — журналистов пропускают на территорию или по заранее согласованному пропуску на редакционный автомобиль, или (если приехали без машины), довозят на автобусе с черным номерным знаком военного ведомства.

Далее — или старое здание аэропорта — если рейс внутренний, или новое, международное. Поскольку разбившийся рейс летел за рубеж, расскажу о последнем. Это самый маленький международный аэропорт, который мне когда-либо доводилось видеть. В нем отсутствуют магазины беспошлинной торговли, но все прочие атрибуты серьезной воздушной гавани в наличии имеются. Сперва — зал ожидания, он же зал отлета и прилета. Просвечивание багажа на предмет запрещенных предметов осуществляется со всей положенной строгостью. Говорят (сам не видел), что багаж министра обороны проходит проверку наряду со всем прочим багажом. Далее — пограничный и таможенный контроль. Пограничники ФСБ, несущие службу на Чкаловском, ничем не отличаются от коллег, всматривающихся в ваши загранпаспорта в Шереметьево или Домодедово. Другой вопрос, что обычно работает одна или две кабинки, так что процесс отлета и прилета в Чкаловском, как правило, затягивается. Ну и билеты никто не проверяет ввиду отсутствия билетов поголовно у всех пассажиров. Зачем? Чужие, как уже было сказано, здесь не ходят.

Вывод № 1: меры безопасности при посадке на самолеты Министерства обороны, следующие международными рейсами, практически ничем не отличаются от процедур в гражданских аэропортах.

Военные гражданские

Авиапарк военного ведомства состоит не только из истребителей, бомбардировщиков и прочих летательных аппаратов военного назначения. В нем довольно много самолетов сугубо гражданских марок. Разбившийся в Сочи Ту-154 был одним из них. Да, самолёт был не нов, кажется, 1983 года постройки. Но в ведомственной авиации это дело обычное, тут важнее, как борт обслуживался и эксплуатировался. Пассажирские самолеты Минобороны, в отличие от их собратьев на коммерческих авиалиниях, не гоняют «в хвост и в гриву», лишь бы прибыль приносили. Их используют вдумчиво, хорошо обслуживают, ведь никто не сможет сказать заранее, насколько крупный чин полетит завтра тем или иным бортом.

Когда в мае этого года я с группой журналистов вылетал с Чкаловского на авиабазу Хмеймим, нам вообще подогнали Ил-62. Кто уже забыл или родился слишком поздно: это советский дальнемагистральный турбореактивный авиалайнер, разработанный в начале 60-х годов прошлого века. Производство закончилось в 1995-м, единственный эксплуатант «шестьдесят вторых» на сегодня — Министерство обороны РФ.

Кстати, почтенный возраст самолета никак не сказался на условия перелета. На борту было так же тесно и шумно, как и в самом современном Boeing или Airbus. Беспосадочный полет, насколько я помню, занял больше 6 часов — Ил-62 летел по какой-то невероятно сложной дуге, чтобы не зайти ни в чье воздушное пространство. Для погибшего Ту-154, видимо, удалось согласовать альтернативный маршрут, но этот среднемагистральный лайнер был вынужден сесть в Сочи на дозаправку. Почему это обстоятельство стало роковым для самолета, пассажиров и экипажа, пусть разбирается следствие.

Вывод № 2: пассажирские самолеты Министерства обороны, несмотря на их возраст, находятся в хорошем техническом состоянии.

Когда и как может проводиться досмотр автомобиля инспектором ДПС?

После остановки транспортного средства инспектор ДПС иногда не ограничивается только лишь проверкой документов, а пытается провести осмотр или досмотр транспортного средства. Но следует помнить, что досмотр автомобиля инспектором ДПС не всегда правомочен! Попробуем разобраться с тем, как правильно должен проводиться досмотр.

Досмотр или осмотр, вот в чем вопрос

Многие водители не знают, чем отличается осмотр от досмотра, и позволяют инспекторам ДПС проводить абсолютно любые действия со своей машиной. Давайте разбираться в толковании этих терминов.

Осмотр автомобиля – это внешний обзор транспортного средства сотрудником ДПС с целью проведения регистрационных и сверочных действий. То есть, сотрудник ДПС может попросить вас открыть капот, чтобы проверить номер. В салон он может заглянуть через стекло, визуально его осмотрев.

Досмотр – это более «глубокое» понятие, которое означает контроль фактического содержимого автомобиля.

Итак, в каких случаях может производиться осмотр транспортного средства?

  • При проведении спецопераций.
  • Для сверки номеров, указанных в ПТС, и маркировочных обозначений.
  • При выявлении признаков неисправности автомобиля, при которых его эксплуатация запрещается.
  • При несоответствии груза, который перевозит автомобиль, сведениям, указанным в сопроводительных документах.

Осмотр производится в присутствии водителя и лица, которое сопровождает груз. Если они отказываются, то проводится досмотр.

Если инспектор ДПС «уведомил» вас о том, что будет проводиться осмотр транспортного средства, вы имеете право не покидать автомобиль, а просто открыть капот.
Кроме того, если инспектор видит, что номерные знаки испачканы (нечитаемые), в вашу обязанность не вменяется их протирать; это может сделать инспектор. А вот если вас просят открыть сумку, то это уже переходит в обыск!

Таким образом, можно выделить главные отличия осмотра от досмотра:

  1. Добровольность. Осмотр производится с согласия водителя, досмотр – без.
  2. Процедура проведения. Осмотр автомобиля проводится в свободной форме; досмотр транспортного средства регламентирован законодательством и проводится только в присутствии 2 понятых.
  3. Основание для проведения. Осмотр можно проводить даже в случае, если «показалось», а вот для досмотра требуется веская причина, например, оперативная информация и т.д.

Процедура проведения досмотра сотрудниками ДПС

Итак, ваш автомобиль остановил сотрудник ГИБДД, который настаивает на проведении досмотра транспортного средства.

Первое, что стоит сделать, это попросить у сотрудника ДПС служебное удостоверение и переписать его данные.

Статья 27.9 КоАП четко регламентирует, что досмотр автомобиля может быть произведен только с целью обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения.

То есть у инспектора ГИБДД должны быть веские основания для досмотра, например, подозрение, что водитель перевозит запрещенный груз в противоправных целях.

Как бы то ни было, необходимо уточнить у сотрудника ДПС цель досмотра. Но помните, что если инспектор объясняет «массовый досмотр» объявлением плана «Перехват», то он не прав. В мирное время проведение массовых досмотров не разрешается законом; только при введении военного или чрезвычайного положения.

Досмотр обязательно должен быть проведен с участием 2 понятых; причем «обязательства» по розыску понятых возлагаются на инспектора. Если он начинает проводить досмотр без понятых, то напомните ему об уголовной ответственности по статье «Самоуправство». Понятыми могут быть независимые граждане, например, водители проезжающих автомобилей, но никак не второй инспектор ДПС или пассажиры из вашего автомобиля!

Причем вы можете столкнуться с ситуацией, когда ваш автомобиль остановили, инспектор уведомил, что будет проводить досмотр, но сам ничего не делает. После 5-10 минут ожидания вы можете «напомнить» ему о себе, пригрозив звонком по телефону 02 и объяснив, что он нарушает статью 12.35. КоАП «Незаконное ограничение права на управление транспортным средством» (санкция статьи – штраф в размере 20 000 руб., который накладывается на должностное лицо).

Но некоторые инспекторы идут на небольшую хитрость: они просят вас показать им аптечку и знак аварийной остановки, которые, как правило, лежат в багажнике. Но вы не теряйтесь, попросите назвать статью, на основании которой требуется предъявление вышеуказанных вещей. Если инспектор настаивает на открытии багажника, требуйте, в свою очередь, двух понятых и протокола – это уже досмотр.

При проведении досмотра инспектор ДПС ни в коем случае не должен трогать вещи руками! Вы сами можете переложить пакет, который мешает и т.д. В противном случае его действия перейдут в разряд обыска, на который нужно получить соответствующее разрешение.

И, самое главное, после досмотра обязательно должен быть составлен протокол досмотра транспортного средства, в котором указывается причина досмотра. В протоколе в обязательном порядке указываются все «участники» досмотра, транспортное средство, факты применения фото и видеосъемки.

Кроме того, в протоколе должны быть указаны вещи, которые подлежат изъятию, в случае подозрения у сотрудников ДПС. В протоколе обязательно должны расписаться понятые.

Впоследствии они могут стать свидетелями по делу о признании действий сотрудников ДПС незаконным (по проведению досмотра), поэтому они должны внимательно за всем наблюдать, так как за дачу ложных показаний предусмотрена уголовная ответственность.

Как защитить свои права?

Одной из особенностей норм законодательства о проведении досмотра транспортных средств является их конкретика: КоАП довольно четко регламентирует процедуру досмотра.

Если вы видите, что инспектор ДПС нарушает нормы закона и открыто препятствует вам в реализации ваших прав, займите наблюдательную позицию, и, по возможности, запишите его действия на видео или привлеките свидетелей.

После окончания досмотра вы должны ознакомиться с протоколом и расписаться в нем. В самом протоколе вы можете указать, с какими именно действиями инспектора вы не согласны.

Позже все действия инспектора можно обжаловать либо вышестоящему руководству, либо в суд.

Как правило, многие инспекторы надеются на то, что вы не знаете основных правил досмотра, и поэтому допускают грубые нарушения.

Итак, что должно быть сделано:

  1. Досмотр проводится в присутствии не менее 2 понятых.
  2. После досмотра составляется протокол.
  3. Досмотр проводится при личном участии водителя транспортного средства.
  4. Инспектор ДПС не имеет право передвигать вещи, перекладывать их и т.д.; это можете сделать только вы.

Досмотр транспортного средства: судебная практика

1. И. остановили на посту ДПС для проверки документов. После того, как инспектор внимательно все изучил, он попросил открыть багажник. На вопрос И.: «Зачем?», инспектор невнятно начал объяснять про проведение спецоперации – какой именно, И. не понял. Водитель, недолго думая, настоял на составлении протокола и приглашении 2 понятых. При этом И. догадался заснять весь процесс досмотра на видео мобильного телефона.

В итоге, инспектор самовольно перекладывал вещи в багажнике, открывал бардачок перед передним пассажирским сидением; а протокол в это время составлял его коллега, который сидел в патрульном автомобиле и никуда не выходил, то есть процесса досмотра не видел. Протокол был составлен в единственном экземпляре и отдан И. С этими записями и протоколом И. обратился к непосредственному начальнику инспекторов ДПС, которые проводили досмотр. Однако тот никак не отреагировал на изложенные И. факты.

Но И. решил не «сдаваться». Он обратился к начальнику ГИБДД и одновременно с заявлением о превышении должностных полномочий в суд. Суд вынес решение о том, что действия инспекторов ДПС по проведению досмотра незаконны. Ну, и позже было получено письмо от начальника ГИБДД, по содержанию которого стало ясно, что двум инспекторам, проводившим досмотр, был объявлен строгий выговор, а их непосредственному начальнику – замечание.

2. Рассмотрим другой пример. А. был остановлен сотрудниками ДПС вне стационарного поста; ему было предложено открыть багажник для проведения досмотра автомобиля. Были приглашены 2 понятых. По результатам досмотра инспектор ничего противозаконного не нашел, о чем был составлен протокол. В ходе досмотра А. вел видеосъемку.

После проведения досмотра А. обратился в суд с признанием действий сотрудников ДПС незаконными. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что в действиях А. нет состава административного правонарушения, соответственно, дело будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. В своем решении суд признал незаконными действия инспектора ДПС.

Многие сотрудники ДПС заочно «вменяют» остановленному водителю административное правонарушение и оправдывают свои действия статьей 27.1 КоАП, которая подробно описывает меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Одним из пунктов этой статьи является задержание транспортного средства.

Поэтому когда сотрудник ДПС производит обыск и «держит» водителя довольно долгое время, он всегда ссылается на эту статью. Но, постойте, какое административное правонарушение может вменяться водителю, если он только остановился?

Ни в коем случае не бойтесь оспаривать действия сотрудников ДПС и просить моральную компенсацию! Суды в большинстве случаев встают на сторону водителей, если в исковом заявлении вы укажете достаточное обоснование своей позиции.

В российских аэропортах могут отменить повторный досмотр пассажиров

Минтранс и департамент промышленности и инфраструктуры правительства России рассматривают возможность отмены повторного досмотра пассажиров транзитных рейсов и их багажа в российских аэропортах.

Это станет возможным в случае заключения с государствами — членами Международной организации гражданской авиации соглашений о взаимном признании норм авиабезопасности, пишет газета «Известия».

«11 сентября в Минтрансе состоялось совещание, посвящённое вопросу заключения со странами — участницами ИКАО межгосударственных соглашений о взаимном признании применяемых стандартов авиационной безопасности», — сообщил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. По его словам, участники встречи посчитали целесообразным изучение экономической составляющей и определение правового формата необходимых изменений законодательства.

Кроме того, в департаменте промышленности и инфраструктуры правительства в конце августа поручили Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и Международной ассоциации аэропортов сформировать согласованную позицию по отмене досмотра транзитных пассажиров и направить её в правительство.

С предложением отменить дополнительный предполетный досмотр трансферных пассажиров и багажа на международных рейсах в марте выступил «Аэрофлот». Тогда гендиректор авиакомпании Виталий Савельев написал соответствующее письмо на имя Аркадия Дворковича, который занимал должность вице-премьера и отвечал в правительстве, в том числе, за транспортную отрасль.

В авиакомпании считают, что эта мера позволит уменьшить стыковочное время между международными рейсами, а также снизит процент потери пассажирами стыковок. Кроме того, отмена повторного досмотра поможет полноценно использовать возможности аэропорта Шереметьево как международного пересадочного узла.

Наблюдение, контроль, досмотр: как Россия охраняет Керченский мост

Российская «стройка века» в аннексированном Крыму завершена, автомагистраль через Керченский пролив открыта уже больше месяца. Есть, правда, ограничения для водителей и контроль для пассажиров. С моря Россия охраняет мост как стратегический объект – на боевых катерах, беспилотных субмаринах и с десятками камер наблюдения.

Блогеры – россиянка Елена Бардовская и украинец Виктор Петровский – организовали свое тестирование автопрохода, они одними из первых проехались по открытому Керченскому мосту. Виктор, родом из Николаева, похвастался, что с украинским паспортом едет в российский Краснодарский край без каких-либо преград.

Но уже на следующий день, после публикации блога в сети (), из-за своего хвастовства, Виктор вместе с подругой, стали героями интернет-заголовков. Их фамилии, как «антиукраинских пропагандистов» появились в публичной базе украинской неправительственной организации «Миротворец» с указанием, что они нарушили правила пересечения государственной границы.

«Вот, 3,5 тысячи гривен штраф, ну это вообще смешно. До чуть ли не уголовного наказания до трех лет тюрьмы за предательство родины», – возмутился Виктор.

Украинские пограничники объясняют суть правонарушения блогера Петровского так: в связи с аннексией Крыма Украина не может контролировать Керченский пролив, поэтому его пересечение – с любой стороны – незаконно.

«Этот гражданин Украины, если его можно так назвать, совершил административное правонарушение. Если он появится в пунктах пропуска, которые действуют на въезд в Украину – он будет привлечен к административной ответственности. Но, думаю, что кроме административной ответственности, с ним будет интересно пообщаться и другим правоохранительным органам», – рассказал спикер Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян.

Сам блогер говорит, что живет в Крыму с 2014 года, полуостров называет не российским или украинским, а своим. На материковую часть Украины возвращаться пока не собирается, более того – агитирует отдыхать на Крымском полуострове и в соседней России.

Под особым контролем

За время аннексии таких нарушителей государственная пограничная служба Украины насчитала около 30 тысяч человек. Как собирали эту информацию – не уточняют, а вот российские спецслужбы гордятся своими системами надзора.

Десятки видеокамер и специальный мониторинговый центр – все это, чтобы защитить мост от украинских диверсантов.

«Особое внимание ведомства уделяют «Крымскому мосту», у бандеровцев он вызывает особую злость», – вещают российские СМИ.

Керченский мост охраняют на земле, с неба и под водой. На всех 18-ти километрах автомобильный поток контролируют сразу три блокпоста. На въезде с Керчи, с Тамани, и на острове Тузла. Полицейские останавливают каждый десятый автомобиль, особенно, если машина на иностранных номерах и с тонированными окнами. Автобусы проверяют все без исключения, часть пассажиров заставляют проходить через металлоискатели и через полный досмотр личных вещей.

С моря мост охраняют сотрудники Росгвардии и спецслужбы ФСБ России. В их арсенале: пограничный сторожевой катер «Ламантин», катер-перехватчик «Соболь», противодиверсионный катер «Грачонок», десантный катер «Раптор» и подводный беспилотный комплекс «Пингвин».

«Даже резиновая лодка не способна добраться незаметно к «Крымскому мосту» и Крымскому переходу», – заверяет журналистов сотрудник пограничной службы ФСБ России Александр Глазков.

Эту небольшую флотилию украинский военный эксперт Михаил Самусь считает стандартными мерами охраны стратегического объекта. Для Украины же эти катера никакой угрозы не представляют, они лишь могут создать неудобства для гражданских судов.

«Например, «Раптор» предназначен для оперативной доставки группы спецназа. Если говорить о «Грачонке», «Соболе» и «Ламантине» – это, в принципе, патрульные корабли, которые больше подходят для пограничной службы», – отмечает эксперт.

Однако, мост охраняют не только спецназовцы, на самом деле, он под более пристальным присмотром, говорит Самусь. Это не просто дорога для туристов, а стратегический путь для ротации военной техники, поэтому его истинная охрана скрыта от любопытных глаз туристов.

«На самом деле обороной этого моста занимается огромное количество сил… Начиная с С-400, С-300 и заканчивая такими системами как ТОР. Это системы противовоздушной и противоракетной обороны, которые должны накрыть куполом этот мост», – отмечает украинский военный эксперт

В 1976 году советской техникой испытывали на прочность Северный мост в Киеве. Тогда переправу проверяли нагруженными щебнем КрАЗами, которые выстроились рядами через весь автопереход. По Керченскому мосту на грузовике еще 15 мая позволил себе проехать только нынешний президент России Владимир Путин и десятка два рабочих КамАЗов. Больше «тяжеловесов» на переправу не пускают, эксперты видят в том весомые причины.

«Если полную нагрузку не пустили, это говорит о том, что есть некие сомнения, которые еще проверяют. То есть, те, кто проектировал этот мост, и те, кто строил этот мост, имеют свои определенные предостережения», – говорит вице-президент Ассоциации «Мосты Украины» Петр Коваль.

Российские власти оправдываются, мол, грузовики не пускают, чтобы не мешали туристам. Российский же геолог Юрий Медовар, который на этапе строительства заявлял, что мост долго не простоит, от своих слов не отказывается и теперь. Более того, настаивает, что мост не выдержит нагрузок, потому что построен на мягких грунтах.

«А то, что построили – пускай стоит, главное, чтобы никто не погиб, но там все впереди. Поэтому они и не дали название мосту в честь Путина. Не дали – боятся, что он не долговечен будет. Я лично по этому мосту никогда не поеду», – заверил старший научный сотрудник Института водных проблем Российской академии наук Юрий Медовар.

Российские статисты, в свою очередь, подсчитали, что с 1 июня мостом уже успели воспользоваться около 460 тысяч человек.

В основном крымчане по мосту едут из любопытства, а россияне – на отдых к морю.

При этом снизить цены на продукты, как этого ожидали российские власти в Крыму, мост пока не помог. Более того, эксперты фиксируют подорожание бензина и хлеба. И пока единственные, кто умудрился заработать на Керченском мосте – это турагентства и артисты. Первые возят на переправу экскурсии, вторые – поют заказные песни.