Ск рф 163

Автор: | 16.02.2019

Статья 163. Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарий к Ст. 163 СК РФ

1. На территории РФ до вступления в силу СК РФ вопросы отношений между родителями и детьми, рожденными в смешанных браках, не были решены на законодательном уровне. На практике суды в большинстве случаев применяли отечественное законодательство. С принятием СК РФ эти отношения в рамках комментируемой статьи получили правовую регламентацию, в основе которой лежит сочетание принципов определения законодательства государства, подлежащего применению, на основе территориального признака проживания семьи и признака гражданства ребенка.

2. Первый основной принцип предполагает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, должны определяться законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Таким образом, отношения родителей и детей, проживающих в России, независимо от их гражданства подчинены российскому праву.

Соответственно, права и обязанности родителей, в том числе связанные с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов, требованием возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, общением с ребенком, участием в его воспитании, включая случаи, когда он проживает с другим родителем, решением вопросов получения ребенком образования, случаи и порядок ограничения или лишения родительских прав, так же как и личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей, определяются в соответствии с гл. 11 и 12 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 54 — 79 СК). При этом при разрешении вопросов, связанных с исполнением родителями либо одним из родителей обязанностей по содержанию ребенка, включая обязанности по уплате алиментов, с учетом п. 1 ст. 60 СК РФ применению подлежат также ст. ст. 80 — 86, 99 — 105 СК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, данный принцип позволяет применить к правоотношениям родителей и детей законодательство именно того государства, тесная связь с которым обусловлена прежде всего их совместным проживанием в нем, и тем самым избежать конфликта публичного порядка, установленного в этом государстве, с принципами установления прав и обязанностей родителей и детей, например государства, гражданами которого они являются (в некоторых странах до сих пор признается главенство мужа в семье, в том числе в части его прав на детей).

С другой стороны, при взыскании алиментов данный принцип позволяет в равной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов, поскольку решение вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, обычно обусловлено уровнем жизни населения в конкретном государстве и соответствующей оценкой материального положения указанных лиц, в том числе с учетом действующей системы государственного социального обеспечения , определения видов заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов.
———————————
К примеру, в США назначение государственных пособий для престарелых малообеспеченных граждан является основанием для обращения к детям за выплатой содержания (см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 249).

3. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с комментируемой статьей территориальный признак определения законодательства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, непосредственным образом обусловлен фактором наличия у родителей и детей совместного места жительства в одном государстве. Соответственно, может возникнуть вопрос: что имеется в виду в комментируемой статье под совместным местом жительства: как родители, так и дети должны проживать в одном государстве и иметь одно совместное место жительства в этом государстве (т.е. совместно проживать) или достаточно того, что как родители, так и дети просто должны проживать в одном государстве (т.е. их совместное проживание в этом государстве уже не имеет правового значения)?

Комплексный анализ отдельных положений СК РФ, в частности п. 4 ст. 38, п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 59, п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 62, п. 3 ст. 65, абз. 5 ст. 130, п. 2 ст. 133, свидетельствует, что законодатель в качестве правовой категории, обозначающей проживание супругов и детей в одном месте жительства, выбрал такое понятие, как «совместное проживание» (в качестве противопоставляемой правовой категории — «раздельное проживание»), а не «совместное место жительства». Поэтому представляется, что для применения законодательства конкретного государства в соответствии с комментируемой статьей достаточно, чтобы родители и дети проживали в этом государстве (т.е. не обязательно в одном месте жительства).

4. Второй принцип определения законодательства, подлежащего применению, основан на признаке гражданства ребенка. В частности, в соответствии с комментируемой статьей если родители и дети проживают в разных государствах (т.е. не имеют совместного места жительства в одном государстве), то их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Поэтому если ребенок является гражданином РФ, то независимо от того, проживает ли он на территории РФ или на территории иностранного государства, должно подлежать применению, например при разрешении в российском суде спора, связанного с правами и обязанностями родителей и данного ребенка, законодательство РФ. Если же ребенок является гражданином иностранного государства — законодательство данного государства.

Так, если мать ребенка — российского гражданина проживает вместе с ребенком в России, а отец — за границей, то порядок взыскания на ребенка алиментов с отца и размер таких алиментов будут определяться российским судом в соответствии с СК РФ. Если мать ребенка — иностранного гражданина, проживающая отдельно от ребенка за границей, обратится в российский суд с требованием о возврате ребенка от проживающего в России отца, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, то российский суд при рассмотрении данного требования должен будет применить законодательство иностранного государства, гражданином которого является ребенок.

5. Не исключена ситуация, когда применение основанного на признаке гражданства ребенка второго принципа определения законодательства государства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, может существенно нарушить интересы ребенка.

В частности, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому комментируемая статья для случая отсутствия совместного проживания родителей и детей в одном государстве предусматривает возможность иного разрешения коллизионного вопроса: по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми судом может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Следует обратить внимание на то, что поскольку законодательство государства места постоянного проживания ребенка в соответствии с комментируемой статьей судом может быть применено только при наличии требования об этом со стороны истца, то при отсутствии такого требования суд не вправе отступать от основной коллизионной нормы данной статьи. При этом комментируемая статья непосредственно упоминает именно истца, в связи с чем ответчик не обладает правом такого требования.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что комментируемая статья предусматривает не обязанность суда применить по требованию истца законодательство государства места постоянного проживания ребенка, а только возможность применения такого законодательства. Суд самостоятельно, исходя из всех обстоятельств дела и на основании предъявленного истцом требования, оценивает целесообразность для ребенка применения законодательства государства — места его постоянного проживания или законодательства государства, гражданином которого он является.

6. Следует иметь в виду, что разрешение коллизионных вопросов, связанных с правами и обязанностями родителей и детей, в некоторых международных договорах РФ несколько отличается от норм комментируемой статьи. К примеру, в соответствии со ст. 32 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства — участника данной Конвенции, на территории которого постоянно проживают дети.

Статья 163 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарии к ст. 163 СК РФ

Комментируемая норма СК РФ является новеллой российского семейного законодательства. Права и обязанности родителей и детей, в том числе алиментные обязанности, подчиняются, согласно ст. 163 СК РФ, законодательству государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. По законодательству иностранных государств к отношениям родителей и детей, рожденных в браке, и к отношениям родителей и внебрачных детей нередко подлежит применению разное законодательство. Анализ комментируемой нормы приводит к выводу, что она применима к взаимным правам и обязанностям родителей и детей, независимо от рождения детей в браке или вне брака, потому что никаких исключений в отношении внебрачных детей не предусматривает. Закон исходит из того, что отношения родителей и детей наиболее тесно связаны с законодательством страны их совместного проживания. Отношения родителей и детей, проживающих совместно в России, независимо от гражданства сторон определяются по российскому законодательству (гл. 11 — 13, 16 и 17 СК РФ). Если стороны не имеют совместного места жительства и проживают в разных государствах, их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Рассмотрим пример . Н. Захарова, гражданка России, вступила в брак с П. Уари, гражданином Франции, в 1994 г., а в 1996 г. супруги развелись. По решению суда дочь Мария оставалась с матерью, а отец получал возможность посещать ребенка и забирать его к себе. Судьбу ребенка решал Суд по правам ребенка, который исходил прежде всего из интересов ребенка. После одного из свиданий Маши с отцом мать обнаружила на теле ребенка следы побоев, как она впоследствии заявила об этом в суде. Против П. Уари было возбуждено уголовное дело, но вину его доказать не удалось. Мать ребенка заявила в суде требование запретить отцу подходить к ребенку, отец требовал установления аналогичного запрета в отношении матери. В декабре 1998 г. французский суд пересмотрел вынесенное им решение и поместил ребенка сначала в детский приют, а в августе 1999 г. — в приемную семью. Таким образом, мать с 1998 г. по настоящее время разлучена с дочерью Марией Захаровой-Уари 1995 г.р. Ей было разрешено видеться с дочерью два раза в месяц в присутствии французских психологов.

Информация получена с сайтов: http://www.rian.ru/society/20090323/165758359-print.html; http://v2pravda.ru/print/accidents/factor/crime/47881-zaharova-0 и http://www.newizn.ru/print/8156.

13 июля 2004 г. Версальский апелляционный суд принял решение о лишении матери Н. Захаровой родительских прав на дочь и передаче единоличных прав на воспитание дочери отцу — гражданину Франции П. Уари. 14 декабря 2006 г. Н. Захаровой была подана жалоба, которая впоследствии была отклонена судом. Дочь Мария по-прежнему проживает в приемной семье. При рассмотрении данного спора подлежало применению законодательство Франции, так как ребенок является гражданином Франции.

Какое законодательство подлежит применению, если ребенок имеет гражданство двух и более государств? Рассмотрим практический пример: мать ребенка — российская гражданка, проживает после расторжения брака на территории России, отец ребенка — француз, постоянно проживающий на территории Франции, ребенок имеет гражданство и России, и Франции, постоянно проживает с матерью на территории России. Законодательство какого государства должно подлежать применению при отсутствии совместного места жительства родителей и детей? Особый резонанс в России и во Франции вызвало дело, в котором мать-россиянка и отец-француз не смогли мирно договориться об определении места жительства дочери. Речь идет о деле Ирины Беленькой и Жана-Мишеля Андре . Дочь Лиза (Элиза) родилась в Москве в ноябре 2005 г. у супругов — гражданина Франции Жана-Мишеля Андре и гражданки России Ирины Беленькой. Спустя два года родители, переехавшие к тому времени во Францию, расторгли брак и на протяжении двух лет оспаривают право воспитывать дочь. Жан-Мишель Андре и Ирина Беленькая судились и во Франции, и в России. Суд каждой из стран встал на сторону своего гражданина, т.е. в России было вынесено решение в пользу матери, а во Франции — в пользу отца. В 2007 г. И. Беленькая, несмотря на решение французского суда, забрала дочь в Россию. В сентябре 2008 г. Лизу похитили в Москве, во время прогулки ребенка с няней. Как выяснилось впоследствии, похищение было организовано отцом ребенка. У матери не было шансов вернуть ребенка законным путем. 20 марта 2009 г. ребенок был в очередной раз похищен. У ребенка двойное гражданство: и России, и Франции, и два документа о рождении, в соответствии с которыми она и Элиза Андре, и Лиза Исаева. Юридический статус ребенка до настоящего времени не определен: французский суд постановил, что девочка должна жить с отцом, российский суд определил место жительства ребенка с матерью. Следует заметить, что признание и исполнение решений иностранных судов по правоотношениям родителей и детей осуществляется в России при наличии международного договора, предусматривающего такое признание и исполнение.

Информация получена с сайтов: http://www.rian.ru/society/20090323; http://lenta.ru/news/2009/03/21/girl/_Printed.htm.

Несмотря на закрепленные положения о применении законодательства государства совместного места жительства или гражданства ребенка, в интересах ребенка закон допускает и иное решение вопроса: по требованию истца может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок. Данная норма относится к случаям, когда ребенок, имеющий гражданство одного государства, проживает на территории другого государства. Применение законодательства государства, на территории которого постоянно проживает ребенок, закон связывает с заявлением требования истца об этом, поэтому при отсутствии такого требования со стороны истца суд не должен отступать от основных коллизионных правил ст. 163 СК РФ. Закон устанавливает не обязанность суда применять по требованию истца законодательство страны места жительства ребенка, а лишь возможность. Можно предположить, что законодательство места жительства ребенка должно подлежать применению судом при условии установления им действительно более благоприятного правового положения ребенка. Суд может учитывать при этом такие критерии, как период предоставления содержания ребенку (до достижения 18 лет или иного возраста, или до достижения экономической самостоятельности, как это принято в ряде стран), характер личных неимущественных отношений родителей и детей и т.п.

К сожалению, при отсутствии международного договора о признании и исполнении решений иностранных судов на территории России и Договаривающегося Государства практика показывает неэффективность правовых норм в сфере регулирования правоотношений родителей и детей.

Принадлежность лица к гражданству того или иного государства, с которой ст. 163 СК РФ связывает решение вопроса о подлежащем применению законодательстве, должна определяться на момент вынесения решения. Поэтому если ребенок, являющийся по рождению гражданином одного государства, к моменту вынесения решения станет гражданином другого государства, определяющим будет его последнее гражданство.

Статья 163 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей

Новая редакция Ст. 163 СК РФ

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарий к Статье 163 СК РФ

Алиментные обязательства родителей применяются законодательством не только по отношению к несовершеннолетним детям, но и к нетрудоспособным совершеннолетним детям. Хотя следует иметь в виду, что во многих иностранных государствах к отношениям родителей и детей, рожденных в браке, и к отношениям родителей и их внебрачным детям применяются различные законы. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей может также отличаться от статуса родных детей. Это выражается, например, в ограничении их наследственных прав, а также в уменьшении размера алиментов.

При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, когда он проживает не в стране своего гражданства, могут возникнуть трудности с их взысканием и перечислением получателю. Кроме того, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является, и наоборот. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому по требованию истца к алиментным обязательствам может быть применено законодательство государства, на территории которого проживает ребенок.

Другой комментарий к Ст. 163 Семейного кодекса Российской Федерации

По общему правилу ст.163 СК РФ права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Если родители и дети имеют место жительства в пределах одного государства, то их права и обязанности определяются законодательством этого государства. В случае проживания родителей и детей в разных государствах по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства постоянного проживания ребенка, а не государства, гражданство которого он имеет.

Статья 163. Права и обязанности родителей и детей

СТ 163 СК РФ

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарий к Ст. 163 Семейного кодекса РФ

Применение законодательства страны постоянного места жительства ребенка, если оно является наиболее благоприятным для него, позволяет истцу наилучшим образом защитить интересы ребенка и обеспечить ему более выгодный уровень материального содержания со стороны родителя (родителей). Однако следует иметь в виду, что применение законодательства государства места постоянного жительства ребенка возможно только по требованию истца (родителя или опекуна (попечителя) ребенка).

Статья 163 СК РФ. Права и обязанности родителей и детей (действующая редакция)

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 163 СК РФ

Алиментные обязательства родителей применяются законодательством не только по отношению к несовершеннолетним детям, но и к нетрудоспособным совершеннолетним детям. Хотя следует иметь в виду, что во многих иностранных государствах к отношениям родителей и детей, рожденных в браке, и к отношениям родителей и их внебрачным детям применяются различные законы. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей может также отличаться от статуса родных детей. Это выражается, например, в ограничении их наследственных прав, а также в уменьшении размера алиментов.

При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, когда он проживает не в стране своего гражданства, могут возникнуть трудности с их взысканием и перечислением получателю. Кроме того, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является, и наоборот. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому по требованию истца к алиментным обязательствам может быть применено законодательство государства, на территории которого проживает ребенок.

Межведомственный приказ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40

Приказ от 3 апреля 2008 г. № 54/308/144/163/117/40

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О взаимодействии дежурных служб государственных органов в области обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость

В целях обеспечения неукоснительного исполнения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на сообщения о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, нарушениях законных прав и интересов граждан, организации обмена информацией между дежурными службами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»,

П Р И К А З Ы В А Е М:

1. Первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, первому заместителю Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также руководителям подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, указанных федеральных органов исполнительной власти и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в ведении которых находятся дежурные службы, принять необходимые меры по организации межведомственного взаимодействия в целях своевременного обмена оперативной информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях, имеющих особую общественную значимость.

2. Дежурным службам Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в соответствии с ведомственной компетенцией и подследственностью своевременно извещать дежурного прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, дежурного референта Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по телефону, при необходимости с соблюдением мер, обеспечивающих защиту передаваемых сведений, и последующим письменным уведомлением в течение суток о происшествиях чрезвычайного характера, в том числе:

о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (статьи 275-282 2 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о катастрофах, авариях, взрывах, пожарах, стихийных бедствиях, повлекших человеческие жертвы либо создавших аварийную обстановку на морском, речном, железнодорожном и воздушном транспорте, предприятиях ядерно-энергетического комплекса, угрожающую жизни и здоровью населения, безопасности транспортной инфраструктуры;

о преступлениях против общественной безопасности (терроризм, захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, массовые беспорядки);

об угонах или захвате воздушных, морских, речных судов, железнодорожных подвижных составов, боевой техники и вооружения, блокировании аэродромов и транспортных магистралей;

о противоправных действиях, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

о нарушениях законодательства при проведении выборов и референдумов (статьи 141, 141 1 , 142, 142 1 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о нарушениях установленного порядка проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, угрожающих общественной безопасности и повлекших тяжкие последствия;

о вооруженных нападениях или групповых побегах подозреваемых или обвиняемых, содержащихся под стражей, осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также беспорядках в местах исполнения уголовного наказания;

о групповых побегах военнослужащих, содержащихся в дисциплинарных частях, дезертирстве или самовольном оставлении воинской части с оружием;

о нападениях на сотрудников правоохранительных органов, судей, депутатов, главных редакторов и журналистов средств массовой информации, военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей, повлекших причинение потерпевшим смерти или телесных повреждений, а также о самоубийствах вышеперечисленных лиц;

о задержании иностранных граждан (иностранных подданных), пользующихся дипломатическим иммунитетом, либо о совершении в отношении их преступлений;

о преступлениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статьи 228, часть 2; 228 1 , часть 3; 229, часть 3 Уголовного кодекса Российской Федерации);

о других преступлениях и происшествиях, имеющих особую общественную значимость.

Указанную информацию о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, учреждения, в гарнизоне, а также о чрезвычайных происшествиях в воинских частях, учреждениях, гарнизонах передавать оперативным дежурным Главной военной прокуратуры и военного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

3. Дежурным службам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации своевременно осуществлять обмен информацией о преступлениях и чрезвычайных происшествиях. В случаях, не терпящих отлагательства, принимать меры экстренного реагирования с учетом конкретной ситуации.

4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации осуществлять межведомственное взаимодействие в целях обмена оперативной информацией между дежурными подразделениями на основе совместных приказов.

5. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 21 марта 2005 г. № 10/195/159/83 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» признать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, первого заместителя Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Статья 163. Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарий к статье 163 Семейного Кодекса РФ

Алиментные обязательства родителей применяются законодательством не только по отношению к несовершеннолетним детям, но и к нетрудоспособным совершеннолетним детям. Хотя следует иметь в виду, что во многих иностранных государствах к отношениям родителей и детей, рожденных в браке, и к отношениям родителей и их внебрачным детям применяются различные законы. В некоторых странах правовое положение усыновленных детей может также отличаться от статуса родных детей. Это выражается, например, в ограничении их наследственных прав, а также в уменьшении размера алиментов.

При взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка, когда он проживает не в стране своего гражданства, могут возникнуть трудности с их взысканием и перечислением получателю. Кроме того, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является, и наоборот. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому по требованию истца к алиментным обязательствам может быть применено законодательство государства, на территории которого проживает ребенок.

Руководителем Белогорского межрайонного следственного отдела Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым назначен полковник юстиции Зулкайдаев Алиахмед Саидмогомедович.

Собранные следственным отделом по городу Алушта Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым доказательства признаны судом достаточными для вынесения обвинительного приговора главному редактору периодического печатного издания (газеты) «Популярное обозрение. Твоя газета!», депутату Алуштинского городского совета, а также его помощнику — видеооператору вышеуказанного издания. В зависимости от роли каждого действия обвиняемых квалифицированы по п. «г» ч. 2 ст. 163 УК РФ (вымогательство, совершенное в крупной размере), п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 163 УК РФ (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору в крупной размере).

Следственным отделом по Ленинскому району Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым предъявлено обвинение местному жителю за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (умышленное причинение смерти другому человеку).

Одной из задач, стоящих перед Следственным комитетом Российской Федерации, является популяризация профессии следователя и организация ранней профессиональной ориентационной работы с детьми при участии в этом процессе действующих сотрудников Следственного комитета, ветеранов следствия, профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций Следственного комитета.

Представители Следственного комитета Российской Федерации во Всемирный день ребенка встретились с ребятами, отдыхающими в Международном детском центре «Артек» и провели для них познавательные занятия. Совместные мероприятия становятся доброй традицией, позволяя ребятам получить новые знания, которые пригодятся им в будущем.

В России 20 ноября празднуется Всемирный день ребенка. Защита детей является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета Российской Федерации. В рамках установленного мероприятия, сотрудниками Главного следственного управления проведены учебные встречи со школьниками. Формат встречи обозначался с учетом возрастного ценза аудитории слушателей. Основополагающей темой лекций послужило выступление с материалами профилактического характера, а также разъяснения основных положений международных правовых актов, таких как Конвенция ООН о правах ребенка.

Следственным отделом по Киевскому району города Симферополь Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым директору, а также двум сотрудникам акционерного общества предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст. 291 УК РФ (дача взятки должностному лицу в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, если указанные действия входят в служебные полномочия должностного лица совершенное, в особо крупном размере).

23 ноября 2018 года с 10.00 до 12.00 в здании прокуратуры Центрального района г. Симферополя по адресу: г. Симферополь, ул. К. Маркса, д. 6, будет проведен прием граждан заместителем руководителя Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Крым Анохиным Андреем Владимировичем совместно с первым заместителем прокурора Республики Крым Фоминым Андреем Валерьевичем.

В Ростове-на-Дону состоялся финальный этап конкурса художественной самодеятельности среди победителей конкурсов следственных органов, расположенных в Южном федеральном округе. Участие в конкурсе приняли сотрудники следственных управлений, а также члены их семей. Конкурсанты различных возрастных категорий соревновались в исполнении песен и чтении произведений профессиональных авторов, а также собственного сочинения. Конкурс художественной самодеятельности проводится в целях патриотического, морально-нравственного и культурного воспитания сотрудников.