Система власти на руси

Автор: | 27.02.2018

Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

Система государственных органоввласти Киевской Руси:

  1. Великий киевский князь;
  2. удельные князья;
  3. представительный орган – всенародное вече;
  4. совещательный орган при великом князе – совет старейшин;
  5. наместники великого князя в городах, посадники (в его полномочия входили суд и расправа в городах);
  6. волостели – представители Великого князя в селах (они осуществляли судебные полномочия в селах и деревнях).

Признаки государственной власти в Киевской Руси:

  1. она даровалась народом;
  2. органы власти не имели оформленной структуры и закрепленного объема полномочий;
  3. органы власти всей Киевской Руси и отдельных ее княжеств значительно между собой отличались, удельные князья формировали собственные органы власти, которые осуществляли свою власть параллельно с органами киевского князя в соответствующем княжестве;
  4. взаимодействие Великого князя и удельных князей осуществлялось в порядке подчинения всех киевскому князю.

Власть Великого князя складывалась из самодержавной власти монарха и поддержки народа. Монархия в Киевской Руси не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Основной функцией как Великого киевского князя, так и удельных князей являлось руководство дружиной и защита Русской земли от вторжений.

Князь опирался на собственную дружину. В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь. Это право принадлежало всем крупным феодалам. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих на вече, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины Великого князя и народного ополчения.

Князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу.

Вотчина князя складывалась из:

  1. земли, населенной людьми князя;
  2. земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную – на другой территории. Князь обладал и судебными полномочиями. Его суд считался лучшим, непредвзятым.

Вече – всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов: войны и мира, избрание и свержение князя и др. Вече возникло еще в догосударственный период развития восточно-славянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение (кроме Новгорода и Пскова).

Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос.

Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем.

Изгнание князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению вече не только мог изгнать князя, но и убить или посадить в тюрьму.

Вече – институт демократии. Оно просуществовало до монголотатарского нашествия.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно.

Вече и князь в древнерусском государстве. Система государственных органов власти.

Вече — всенародное собрание, обладавшее силой высшего органа власти и полномочиями по разрешению важнейших государственных вопросов.

Города и волости управлялись вече. Наряду с вечем, где правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, которые не упразднили вече, а правили землею либо при содействии, либо при противодействии последнего. Законным называлось вече, созванное князем, а незаконным — созванное против его воли. Поэтому политическое значение веча снижалось при сильном князе и усиливалось при слабом. Отношения между князем и вечем постоянно изменялись. Вече обладало высшими судебными полномочиями. Именно оно не только ставило вопрос о доверии князю, но и разрешало этот вопрос. Призвание князя оформлялось договором между вечем и князем. Изгнание князя осуществлялось в форме уничтожения ранее подписанного договора. Народ по решению веча не только мог изгнать князя, но и убить его или посадить в тюрьму.

Вече было чрезвычайным органом, формировавшимся из всех свободных вооруженных граждан Киевской Руси. Подобным институтом в отдельных городах было городское собрание. Вече заседало неограниченно по времени. Решения на вече принимались единогласно. Просуществовало вече до монголо-татарского нашествия.

Система государственных органов власти Киевской Руси:

— великий киевский князь; 0 удельные князья;

— всенародное вече (представительная власть);

— совет старейшин (совещательный орган при князе);

— посадники и волостели (судебная власть).

Признаки государственной власти:

— отсутствие регламента деятельности органов власти;

— различие органов власти в Киеве и на местах;

— подчинение всех князей великому киевскому князю.

Власть великого князя складывалась из самодержавной 3 власти монарха и поддержки народа. Монархия не была абсолютной и полностью наследственной, народ имел право свергнуть неугодного князя. Но князь опирался на собственную дружину и с ее помощью удерживал власть.

В случае военных действий формировалось народное ополчение.

Военные дружины мог иметь не только князь, но и крупные феодалы. Поэтому народное ополчение созывалось великим князем из свободных вооруженных граждан, участвующих в деятельности веча, а также из крупных феодалов и их собственных дружин. Таким образом, вооруженные силы Киевской Руси складывались из дружины великого князя и народного ополчения.

Как ранее уже говорилось, князь осуществлял свою власть по дворцово-вотчинному принципу. Эта идея выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением.

Вотчина князя складывалась:

— из земли, населенной людьми князя;

— земли всего княжества с пригородами.

Дворцово-вотчинная система власти означала абсолютную власть в пределах вотчины князя, где проживали люди князя, и ограниченную — на другой территории.

Наряду с великим князем и вече судебными полномочиями в Киевской Руси обладала и церковная иерархия.

Система власти на руси

4. Государственный строй Древнерусского государства. Система государственных органов власти Древней Руси. Правовое положение населения Киевской Руси

Древнерусское государство было монархией, во главе которой стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная, а также исполнительная власть. Выполняли князья и судебные функции. Власть великого князя передается по наследству, по прямойнисходящей линии.

При великом князе состоял княжеский совет, имевший серьезное влияние. Иногда созывались феодальные съезды, решавшие междукняжеские споры и иные важнейшие дела. Существовало также вече, выросшее из древнего народного собрания. Основу военной организации составляла княжеская I дружина. Дружинники жили обычно на княжеском дворе или вокруг и были также советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Важным элементом политической системы стала | церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, затем в 988 г. он крестил Русь, введя христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность государству и т. д.

Первоначально существовала десятичная система управления. Впоследствии тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский стал городским судебно-административным должностным лицом. Изначально десятичная система не отделяла центральное управление от местного, позже такая дифференциация возникает.

В центральном управлении складывается дворцово-вотчинная система – соединение управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Со временем князья поручают своим дворцовым слугам какие-либо сферы управления, связанные с их первоначальной деятельностью.

На местах управляли удельные князья, а также представители центральной власти – наместники и волостели.

Специальных судебных органов не существовало, их функции выполнялись представителями администрации. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия, например вирники. Судебные функции осуществляли церковные органы, действовал также вотчинный суд.

Русская Правда прямо предусматривала неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

Правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян, защищались также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего.

Основную массу трудящегося населения составляли смерды, которые жили общинами-вервями. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

Феодально-зависимые крестьяне («закупы») имели свое собственное хозяйство, но при этом брали у феодала «купу» – денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязаны были работать на хозяина.

Существовала также «невольная челядь»: несвободные мужчины – «холопы» или «челядины» – и несвободные женщины – «рабы». Челядь была почти полностью бесправной, Русская Правда приравнивает ее к скоту.

Система управления

Киевская Русь в 9–11 вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были налицо все признаки феодального общества, но находились они еще на стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она объединяла сельское население – смердов. Были и те, кто выходил из общины и жил независимо от нее, – изгои. Формируется боярское землевладение (вотчины), смерды-общинники постепенно все больше попадают в зависимость от феодалов. И если раньше общинники, будучи свободными людьми, облагались только данью (отсюда и слово «подданный»), то теперь, оставаясь на земле, принадлежавшей хозяину-феодалу, они должны были платить оброк, а позже – отрабатывать барщину. Административно-политическое устройство Киевской Руси соответствовало ее социально-экономическому развитию. Во главе государства, как уже указывалось ранее, стоял великий князь, который осуществлял управление страной при помощи дружины. На рубеже 10–11 вв. из состава дружины выделяется ее высшая часть – старшая, или отцовская, дружина, членами которой были бояре-землевладельцы. В период войны члены старшей дружины должны были приводить с собой вооруженных слуг. Из другой части дружины – «молодшей» – комплектовалась княжеская прислуга. При великих князьях действовала Боярская дума. Важную роль в управлении играло вече. Правосудие осуществлялось поначалу по нормам обычного права (по обычаю): действовал принцип «око за око», была кровная месть, существовал общинный суд. Однако постепенно вводятся новые порядки. В 9 в. появляется Русская Правда.

ОБЩИ?НА – надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.

Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.

Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финно-угров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию «больших домов», площадью до 300 м 2 . В каждом из таких домов жила одна патронимия (pater – «отец»; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти – двенадцати поколений. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на «правах» раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов – от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.

Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.

У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами «малых домов», в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.

Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин – «старцы градские», руководившие народным собранием – вечем.

Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.

Свободные общинники («люди», по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее – податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.

На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. 17 в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. 16 в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.

Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, – в определении принципов пользования общинными угодьями – лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. 20 в. Е. Г., С. П., Вл. К.

СМЕ?РДЫ – земледельцы, имеющие участок земли, коня, сельскохозяйственный инвентарь и ведущие свое хозяйство; сельское население Древней Руси, организованное в общины.

Основную часть смердов составляли свободные крестьяне-общинники, подчиненные только государству и отличающиеся от холопов, лично зависевших от господина. Свободные смерды платили дань. Постепенно, по мере захвата землевладельцами (князьями, боярами) свободных земель, их число сокращалось. Тем не менее свободные общинники (хотя и под другим именем – крестьяне) в значительном числе сохранились на Русском Севере вплоть до сер. 19 в.

Смерды, жившие на землях, попавших в собственность князя или других владельцев, становились лично зависимыми. Помимо государственного налога (дани) за право пользоваться княжеской (боярской) землей они вынуждены были платить оброк или отрабатывать барщину. Права зависимых смердов были сильно ограничены. Вл. К.

ИЗГО?И – категория свободного населения в Киевской Руси.

Большинство простых свободных людей 11–12 вв. жили в общинах. Правда, некоторые из-за конфликтов с соседями уходили из общины и жили отдельно. Их и называли «изгоями». Изгой – это человек «изжитый», лишенный прежнего своего положения. Кроме лиц, ушедших или изгнанных из общины, изгоями назывались и получившие свободу рабы (их называли также пущенниками, прощенниками или задушными людьми), разорившиеся купцы, необученные поповичи, которые поэтому не могли стать священниками, и князья, не имеющие княжения. Штраф за убийство незнатного изгоя составлял 40 гривен, как и за свободного человека, жившего в общине. В случае совершения им правонарушения никто не защищал изгоя и не помогал ему. Прожить в одиночку было трудно, и обычно изгои искали защиты у князей или монастырей. Источники говорят о целых селах, заселенных изгоями, которые князья основывали на свободных землях. А. К.

ВО?ТЧИНА, отчина – вид земельной собственности.

Возникла в Древней Руси в 10–11 вв. как наследственное владение. Широкое распространение получили княжеские, боярские, церковные, позднее – монастырские вотчины. В 13–15 вв. вотчина стала основной формой землевладения, число вотчин увеличивалось за счет освоения новых территорий, захвата общинных земель, купли, обмена и др.

Вотчинники имели ряд судебных, финансовых и прочих привилегий. После распада Древнерусского государства, в период раздробленности Руси, они становились государями в своих вотчинах, а население – их подданными. Вотчинами иногда называют и удельные княжества (уделы, полученные князьями в наследство от отцов). Происходило дробление вотчин между наследниками, вотчинные земли продавались, закладывались, передавались монастырям в залог посмертного повиновения и пр.

По мере усиления великокняжеской власти и формирования централизованного государства права вотчинников ограничивались. С 15 в. наряду с вотчинным получало распространение поместное землевладение, а владельцы поместий – дворяне – становились опорой центральной власти. После присоединения к Московскому государству в кон. 15–16 вв. лишились своих вотчин многие новгородские, псковские и тверские бояре. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. 16 в. в период опричнины. В 17 в. после окончания

Смутного времени вотчинное землевладение вновь стало расширяться: вотчинами наделялись дворяне, выказавшие верность новой династии Романовых.

Однако различия между вотчиной и поместьем постепенно размывались. Окончательно слияние вотчинного и поместного землевладения было юридически оформлено указом Петра I о единонаследии, изданным в 1714 г. Вл. К.

ДАНЬ – натуральный или денежный сбор с подвластных племен и народов.

В 9–10 вв. киевские князья, подчиняя племена древлян, радимичей, северян и др., облагали их данью, которая выплачивалась деньгами, мехами, продуктами. Описание сбора дани киевскими князьями в сер. 10 в. содержится в книге византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». Ежегодно в ноябре князья отправлялись в объезд по землям подчиненных Киеву славянских племен. Сбор дани занимал всю зиму, и только в апреле участники «кружения» (так называет объезд племен византийский автор) возвращались в Киев. В 11–12 вв. дань Киеву платили подчиненные русские земли. В 13–15 вв. русские земли платили дань («выход») ханам Золотой Орды. А. К.

ОБРО?К – обязанность крестьянина поставлять землевладельцу продукты – зерно, мясо, овощи, молоко и др. (т. н. натуральный оброк) или деньги (т. н. денежный оброк) за полученный в пользование участок земли; одна из форм повинности крестьян по отношению к их владельцам (наряду с барщиной).

Термин «оброк» восходит к славянскому глаголу «обрекать» («обречь») – т. е. предписать тому или иному лицу исполнить те или иные обязанности по отношению к другому лицу. Первоначально в Древней Руси преобладала натуральная форма оброка: крестьянин поставлял землевладельцу заранее фиксированный набор продуктов независимо от урожая и других условий. В отличие от барщины оброк, как полагают многие исследователи, был более мягкой формой зависимости крестьян, поскольку оставлял им свободу рук для работы в собственном хозяйстве. По мере расширения рыночных связей и сопутствующих им товарно-денежных отношений получала развитие и денежная форма оброка. При этом помещики старались внедрять ее, сохраняя объемы натурального оброка и барщины. Вл. К.

БА?РЩИНА, в Древней Руси барщина – обязанность крестьянина за полученный в пользование от помещика участок земли обрабатывать поле помещика (барское поле) и выполнять другие работы на господина – ловлю рыбы, уход за скотом, строительство, доставку продуктов к господскому двору и на рынок (подводная повинность) и др. О существовании барщины свидетельствует уже Русская Правда, в которой упоминаются т. н. ролейные закупы, жившие на господской земле и обрабатывавшие за это часть пашни господина. С 13 в. барщина распространилась в боярских и монастырских хозяйствах. По мере увеличения спроса на хлеб и другие продукты сельскохозяйственного производства на внутреннем и международном рынках росла заинтересованность землевладельцев в увеличении собственной запашки. В сер. 16 в. в различных районах Русского государства размер барской запашки составлял от 1/6 до 2/3 всей пашни. На протяжении нескольких столетий барщина носила временный, договорный характер: за крестьянами сохранялось право отказа от несения барщинных повинностей в случае перехода к другому господину. С кон. 16 в. по мере ограничения, а затем, с сер. 17 в., полного запрещения крестьянского выхода, барщина приобретала постоянный характер. С ростом барщины и ужесточением ее условий связано постепенное оформление на Руси крепостного права. Вл. К.

ТИУ?Н – в Русском государстве 11–17 вв. управляющий в хозяйстве князя или боярина.

Первоначально тиуны имелись только у князей. Многие из них были несвободными людьми. Несмотря на это, согласно Русской Правде, убийство тиуна каралось двойной вирой – 80 гривен. Тиуны управляли личным хозяйством князя, некоторые из них были городскими наместниками или судьями в землях, подвластных их господину. Обладая широкими полномочиями, тиуны зачастую использовали свою власть для личного обогащения.

С 12 в. тиуны появились у бояр, а в 14–16 вв. и у духовенства. Так, «владычен тиун» (служитель архиерея) наблюдал за исполнением священниками и старостами своих обязанностей. А. К.

БОЯ?РЕ – высший слой общества на Руси в 10 – нач. 18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей.

Изначально бояре – потомки родо-племенной знати, в 9–13 вв. – старшие дружинники и крупные землевладельцы, находившиеся на службе у князя. В своих владениях бояре были полными господами, имели собственных холопов, а часто и собственные дружины.

В 14–15 вв. бояре возглавляли отдельные отрасли («пути») управления государством и великокняжеским хозяйством («путные бояре»). В 15–17 вв. боярин – высший служебный чин среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы, были воеводами.

По мере усиления централизации государства права бояр ограничивались великокняжеской властью. Отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства. Формально звание «боярин» было отменено Петром I в 1711 г. с упразднением Боярской думы.

В 17 в. в обиходе боярами называли всех помещиков. Позднее слово «боярин» модифицировалось в понятие «барин». С. П.

БОЯ?РСКАЯ ДУ?МА – термин, используемый в современной исторической и историко-правовой литературе для обозначения совета, существовавшего при князьях в 10–1-й пол. 16 вв. и при царях во 2-й пол. 16 – нач.18 вв.

В древнерусских источниках встречаются определения «бояре», «все бояре», «дума», «Государев верх», «палата», «бояре, окольничие и думные люди» и т. п.

В 10–13 вв. Дума существовала при каждом князе, возглавлявшем ту или иную землю. Она не имела постоянного состава, созывалась в случае необходимости, в нее входили земские бояре, старшие дружинники и «старцы градские», представлявшие старую племенную аристократию.

В 12–13 вв. из-за распада Древнерусского государства значение земских бояр возросло, усилилось их политическое влияние. В. В.

ВЕ?ЧЕ (от ст-слав. «вещати» – говорить) – у древних славян название собрания племени; в Киевской Руси – орган городского управления и самоуправления.

Порядок решения общественно значимых вопросов на «вече» восходит к древним славянским общинным традициям. Впервые «вече» упоминается в «Повести временных лет» под 997 г.: во время осады Белгорода печенегами его жители «створиша вече в городе». В Лаврентьевской летописи под 1176 г. есть сообщение о древности этого обычая: «Ибо новгородцы изначала, а также и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости, как на совет сходятся на вече, и что решат старейшие [города], то и пригороды принимают…»

Первое известное упоминание новгородского веча, созванного князем Ярославом Мудрым, относится к 1016 г. Именно в Великом

Новгороде вечевые порядки получили наибольшее развитие. В Новгородской, а затем и в Псковской республиках собранию горожан принадлежала высшая законодательная власть, право распоряжаться городскими финансами и распределением земли.

Как правило, на вече горожане собирались в строго отведенном месте: в Новгороде и Киеве – у Софийских соборов, в Пскове – у Троицкой церкви. В случае серьезных разногласий часть горожан, недовольных принятым решением, собиралась в другом месте. Например, в Великом Новгороде вече созывалось и на Ярославовом дворище, на Торговой стороне. Непременными атрибутами веча были вечевой колокол и «степень» – помост, возвышающийся над вечевой площадью. Решение определялось одобрительными криками присутствующих; в ряде случаев исход спора решался в ходе уличных столкновений.

Вечевые республики были ликвидированы – в Великом Новгороде в 1478 г., в Пскове – в 1510 г. В. В.

РУ?ССКАЯ ПРА?ВДА, Правда Русская – памятник древнерусского права.

Представляет собой три, возникшие в разное время, но тесно связанные между собой свода обычаев, законов и судебных решений, которые принято называть редакциями Русской Правды: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Древнейшей является Краткая Правда, состоящая из четырех частей.

Наиболее важными считаются две первые части: «Правда Ярослава» (статьи 1–18), составленная при киевском князе Ярославе Владимировиче Мудром (одни исследователи относят ее появление к 1016 г., другие – к 1030-м гг.), и «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого) (статьи 19–41), составленная во 2-й пол. 1060-х гг. или в 1072 г., когда между братьями Ярославичами установились союзнические отношения. Как целостный юридический свод Краткая Правда оформилась в последней четверти 11 в., когда все четыре части были объединены в одном списке.

Пространная Правда делится на две части: «Суд Ярослава Владимировича» (статьи 1–52), составленный на основе Краткой Правды и судебной практики кон. 11 в., и «Устав Владимира Всеволодовича» (статьи 53–121), созданный в 1113 г. при киевском князе Владимире Всеволодовиче Мономахе. Как единое целое Пространная Правда оформилась к сер. 12 в.

Третья (Сокращенная) редакция Русской Правды появилась в 14–17 вв., уже в московский период русской истории (единого мнения среди ученых о времени ее составления нет).

Правды Краткая и Пространная сообщают, что преступление в 11–12 вв. называлось на Руси «обидой». За его совершение перед судом отвечали только свободные люди. За кражу, совершенную рабом (челядином или холопом), нес ответственность его хозяин. Если было совершено убийство, то родственники убитого могли мстить убийце. Власти стремились ограничить кровную месть, предлагая возможным мстителям брать с убийцы деньги. Основным видом наказания был штраф («вира» – в пользу пострадавшего или его семьи и «продажа» – в пользу князя, разбиравшего дело). Размер штрафа зависел от того, какое положение в обществе занимал пострадавший. Например, за убийство свободного человека преступник должен был уплатить 40 гривен, а за убийство княжеского дружинника – 80 гривен, за убийство смерда или холопа – 5 гривен. Самое тяжкое наказание – «поток и разграбление». Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергались разбойники, поджигатели и конокрады.

Важное место в Русской Правде занимают отношения между людьми по поводу собственности. В «Уставе Владимира Всеволодовича» особое внимание уделялось процентам по долгу. До составления этой части Пространной Правды проценты были весьма велики. Они делились на годовые, третные и месячные (проценты, взимавшиеся при займе на год, на треть года и на месяц). Годовой процент составлял 50 %, а взимание процентов по долгу осуществлялось вплоть до погашения всей задолженности. Например, если человек брал в долг 6 гривен, он ежегодно вносил кредитору 3 гривны в счет процентов. Если же он не мог заплатить разом 9 гривен (долг и процент), то выплачивал проценты в течение многих лет, попадая в конце концов в полную зависимость от ростовщика, который мог продать неисправного должника в рабство. «Устав Владимира Всеволодовича», принятый после восстания в Киеве против ростовщиков, ограничил срок взимания процентов тремя годами, в течение которых должник выплачивал стоимость долга и один годовой процент. А. К.

ВИ?РА – денежный штраф за убийство свободного человека в Древней Руси.

Первые упоминания платы за убийство (если убийцу не удалось убить) на Руси встречаются еще в договорах с греками (911, 944). В юридическую практику вира введена Ярославом Мудрым в «Правде Ярослава» для случаев, когда родственники убитого добровольно отказывались от мести. Сыновья Ярослава окончательно заменили кровную месть вирой.

Виру преступник выплачивал князю или его посадникам. Десятую часть виры князь передавал епископу. Собирал виру вирник – должностное лицо княжеской администрации. Если убийца не мог уплатить штраф сам, либо не был найден, виру выплачивала крестьянская община, на чьей территории обнаружен труп.

Размер виры зависел от социального положения убитого. За свободного человека, по Русской Правде, выплачивалось 40 гривен, за человека, служащего князю, – 80 гривен, за убийство женщины – половинная вира. Убийство холопов вирой не наказывалось. А. К.

ПО?ЛЕ – в судопроизводстве Древней Руси поединок, решавший исход судебного разбирательства.

Поле как разновидность «Божьего суда» упоминается в русских юридических памятниках 13–16 вв. Престарелые, малолетние, женщины и монахи могли выставлять за себя наемных бойцов. В таком случае противная сторона тоже должна была выставить бойца-наймита. Проигравшим считался не только поверженный, но и отказавшийся от поединка противник. А. К.

ПО?СЛУХ – в судебной практике Русского государства 9–17 вв. поручитель, обязанный засвидетельствовать высокую репутацию обвиняемого или пострадавшего. При заключении сделки послух нес материальную ответственность вместе с человеком, за которого ручался. А. К.

4 . Государственное устройство Киевской Руси: органы власти, их структура и функции

Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии.

На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.

Великий князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые. Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала — совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее — с боярами, было моральной обязанностью князя. В своем «Поучении. . . » Мономах указывает на совещания с боярами как на постоянные, ежедневные. Несмотря на это, боярские советы не стали государственным органом, с четко определенным составом, компетенцией, функциями.

Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор — «ряд». Содержание таких «рядов» до нас не дошло.

2. Государственный строй Киевской Руси.

Князь. Первон. власть князя была родовой и принадлежала роду. Формируется передача по наследству.

Помимо военных полномочий князь осуществлял высшую судебную власть, в его ведомстве находилась внешняя политика, возможность созывать народные собрания и др.

Опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его волостели (в сельской местности) и наместники (в городах). Отношения между великим князем и удельными князьями строились по системе сюзеренитета-вассалитета.

Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего, участвовать в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Вассалами великих князей были местные князья. С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливались, все в меньшей степени нуждаясь в помощи великого князя.

Совет при князе. Князь, как главный землевладелец, стоял на страже интересов феодалов. Он принимал решения только с согласия своего окружения – крупных феодалов, «княжих мужей».

Не являлся классическим органом государственной власти с четко определенной компетенцией. Впоследствии совет старших дружинников, местных князей, городских старшин, некоторых представителей родоплеменной знати трансформировался в Боярскую думу.

Дружина. Необходимо выделить две составляющие: старшую и младшую дружины.

Старшая была представлена боярами, которые постепенно оседали на пожалованных князем землях. Младшая дружина – это более дальнее окружение князя, в состав которого входили менее влиятельные дружинники.

Княжеские съезды. Рассм. важнейшие вопросы гос. жизни: о распределении княжеских столов, о заключении союзов, объявлении войны и заключении мира, об издании новых законов и отмене старых, об избрании новых князей и изгнании старых. Четко очерченной компетенции такие съезды не имели, собирались эпизодически, по мере необходимости.

В 1097 г. на феодальном съезде в Любече была признана независимость отдельных князей («каждый пусть держит отчину свою»).

Вече. Вопросы: решения о войне и мире, заключение международных договоров, налогах, распор. денежными средствами города и земельн. собств, о заключении договоров с князьями и их изгнание. Иногда вече выступало в качестве суд инст. Решало наиболее важные вопросы. Вече был высшим органом народного самоуправления и суда.

Местные органы управления. Деление княжеств на административные единицы было неустойчивым и неопределенным. Области, для управления которыми назначались бояре, именовались волостями.

Вервь – сельская территориальная община – была органом самоуправления. В компетенцию верви входили: земельные переделы, полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Существовавшая некоторое время десятичная система (тысяцкие, сотские, десятские), сохранившаяся от военной демократии.

Местное управление князья осуществляли через посадников, которых они назначали в города.

Посадникам были подчинены тиуны, вирники (сборщики вир), мечники, емцы (судебные исполнители), мостники, городники, подъездные и др.

Местная администрация содержалась («кормилась») за счет подвластного населения.

Таким образом, в Древнерусском государстве установились две системы управления, которые существовали одновременно: численная (десятичная) и дворцово-вотчинная. Численная система по мере феодализации была вытеснена дворцово-вотчинной.

Основными административными представителями князя на местах были княжеские тиуны. Они стали играть основную роль в административно-финансовой и судебной организации. При дворе возникают своего рода ведомства по управлению определенными отраслями хозяйства. Наиболее влиятельными лицами сделались дворецкий, конюший (обеспечение войска конным составом), чашник (отвечал за продовольствие).

Суд. Суд общины судил за преступления, совершенные общинниками. Община судила согласно обычному праву. Высшей мерой наказания при этом было изгнание из общинного союза.

Но с укреплением феодальных отношений, с ростом государственности все большее количество дел становилось достоянием княжеской юрисдикции и назначаемых им судей.

Князь судил сам или посредством бояр-посадников и тиунов. Княжескому суду подлежали наиболее серьезные преступления. В качестве судебного органа выступало и вече.

Последним видом суда являлся церковный. Церковный суд был отделен от светского. Церковный суд осуществлялся только по делам, касающимся церкви, нравственности и семейных отношений.

Система власти на руси

Как раннефеодальное государство. Киевская. Русь была не определенной четко очерченной территории, а совокупностью персональных княжеств. Территориальный принцип суверенитета на. Руси появился на позднем этапе государственности те, а до общему правилу было преимущество персональных отношений над территориальными. Государственная структура — это своеобразная иерархическая пирамида правителей разных рангов, связанных между собой клятвой и е рнистю. На ее вершине находился. Великий киевский князь1. Хотя киевские князья были главными,. Великими князьями всего государства, но с развитием феодальных отношений одних принципов сюзеренитета-вассалитета было мало, поэтому между киевским и местными князьями заключали междукняжеские договоры, так называемые хрестоцилувальни грамотмоти.

Начиная со второй половины X в, всю полноту власти в. Древней. Руси сосредоточили потомки полулегендарного. Рюрика -. Рюриковичи. Княжеский род мыслился как единая телесная сущность, неделимое семейное тело котором должно соответствовать такое же единое государственное тело. Причем такое единство воспринимали не как единовластие одного из представителей этого рода, а как господство в нем согласия и братской любви всех родственники в. Князей на. Руси было немало. Они владели многими уделами (волостями), но это не воспринимали как раздробленность единого государственного организма. Его единство обеспечивала согласие между князьями. А подрибненис во государства на волости — это не что иное, как способ обеспечения достойной жизни членам княжеского рода и реализация права каждого из них на княжениеняжіння.

Упадок. Русского государства начинается тогда, когда теряется единство княжеского рода, когда исчезает согласие между князьями. Именно как гибель и болезни. Русского государства расценивает автор»Слова о полку. Игореве»мижкня. Вязивский распри, становятся для государственного жизнь. Руси в конце XII — начале XIII стку XIII ст.

Князю принадлежала верховная законодательная и исполнительная власть в государстве. Он выполнял также функции военачальника и, по давней традиции, которая восходит к племенных княжеств, лично водил рать в бой с во орогом. Князья олицетворяли также и судебную власть. Право наследования престола сначала передавали по принципу»старшинства»(старшему брату), но впоследствии его заменили на принцип»отчины»(старшему сыну). Однако никакие нормативные акты не определяли порядка перехода княжеской власти по наследству, что нередко порождало длительную борьбу за киевский стол. А поскольку княжеские семьи были многодетными, политических нет и имущественные споры сопровождали каждую смену правителя государству зміну правителя держави.

По случаю прихода на престол нового князя происходила торжественная процедура с участием церкви. Есть все основания полагать, что церемониал интронизации позаимствовали у. Византии. Даже главный храм государства, где прово. Одиль торжества -. Софийский собор, — построили в стиле византийского кафедрального собора, где короновали византийских императоров. Князю вручали атрибуты власти — скипетр, мантию, головной убор, м эч тощощо.

Единство и братство княжеского дома необходимо было периодически подкреплять публичными демонстрациями братской любви к подданными. Для этого проводили княжеские съезды (по древнерусской книжной лексикой — снемы) их, как правило, созвали. Великие киевские князья в самые для страны периоды — когда росла внешняя угроза или внутренняя погибель. Обычно местом созыва княжеских снем ей был стольный град. Русской земли -. Киев, иногда какое-то из главных городов государствави.

Практика созыва княжеских съездов, вероятнее всего, была основана в 1072 г, когда потомки. Ярослава. Мудрого -. Изяслав,. Святослав и. Всеволод, а также их советники-бояре и представители высшего в духовенства на съезде в. Виш городе утвердили. Правду. Ярославичей. Институт общерусских княжеских съездов существовал вплоть до 30-х годов XIII в, хотя стоит отметить, что их созвали нерегулярныхрно.

Наиболее представительным и одновременно известным в древнерусской истории стал съезд в. Любече 1097 г, подробно описан в летописях. Он дает наглядное представление о круге вопросов, которые рассматривали на таких фо. Орум, — улаживания межкняжеских дрязг и противодействие угрозе. Дикой степи. В. Любече князья договорились о прекращении междоусобных войн и провозгласили принцип, по которому каждый князь имел право владеть успадко ными землями и обязывался не посягать на владения других правителей самом деле этот съезд не положил края княжеским междоусобицаицям.

Собственно, внешняя угроза, по мнению ученых, была мощным консолидирующим фактором единства русских князей протяжении существования. Киевской. Руси. По нормам княжеской этики и неписаного междукняжеском права а принятые на снемах определения и постановления, в частности относительно совместных действий против внешнего врага, были обязательными для выполнения всеми князьями. Иначе виноватому грозило лишение волости (княжение). Надзор за соблюдением норм рыцарской чести возлагали на. Великий. Киевский князьязя.

Она в определенной степени направляла деятельность князя, хотя определенного юридического статуса и круга полномочий не имела. По своему количественному составу это учреждение была немногочисленной (10-15 человек), в нее входили найма огутниши феодалы-землевладельцы, влиятельные князья, высшие должностные лица, представители духовенства. Раду формировал князь, он инициировал ее созыва. Вместе с боярской советом правитель обсуждал пит. Ання объявление войны и заключение мира, установления договорных отношений с другими государствами. В области внутренней политики деятельность совета касалась обсуждения и издание законов, выдвижение кандида тур на государственные должностисади.

Боярская совет должен также судебные полномочия, рассматривая дела, касающиеся феодальной знати или других влиятельных лиц. Она участвовала в решении военных, административных, финансовых и дру их вопросов государственной жизни. При отсутствии князя или в случае его внезапной смерти совет перебирала на себя функции главного властного органа, наделенного полномочиями по установлению власти нового прав ителля.

Вече как представительный орган

Древнерусское государство, просуществовавшее около 350 лет, была типичной феодальной монархией, в которой регионами (волостями) руководили удельные князья — вассалы. Великого киевского князя. Киевская. Русь не имела общегосударственного представительного органа. Однако власти. Великого князя в известной степени находилась под контролем народного собрания (вече). Киева. Волости имели свои веча. Это было продолжением традиций народов ладья древних времен. Вече берут начало из антов суток, о чем писали упоминавшиеся уже. Иордан, прокатит. Кесарийский,. Маврикийрикій.

Бедность информации в источниках и ее противоречивость не позволяют установить время возникновения этого института, его социальный состав. Известно, что именно вече, согласно поздней летописной интерпретацией, с пригласило. Рюрика с братьями и женой на княжение на. Руси. Некоторые исследователи убежден в аристократизме веча и допущении к решению важных дел только»лучших»людей, другие — наоборот, доказывает ш ироко представительство взрослого населения города или даже ближайших сийближчих сіл.

Для развития представительных органов. Киевской. Руси большое значение имело вече. Новгородской земли. Еще во времена. Ярослава. Мудрого. Новгород получил особые права, которые устанавливали настоящий его республи иканський устройство и были признаны преемниками князя. Ярослава. Постепенно здесь возник политический строй с разделением властей и развитой судебной системой. Города и даже села владели автономией. Народ избирал. Ра ду. Панов, князя, архиепископа и посадника. Рада. Панов имела законодательные полномочия и была своеобразным парламентом. Архиепископ выполнял функции современного главы государства (президента), а посадник — председателя правительства. Князь был главнокомандующим армии. Новгородской республики. В летописи упоминается, что народное вече, в котором имели право участвовать все семьи, мог созвать любой из них, ударив в. Вечевая дзвиий дзвін.

Мало кому известно, что. Новгородская республика называлась»Святая. София», ее именем принимали законы и подписывали международные соглашения. Республика. Святая. София просуществовала до 1580 г, пока кровожадный»соби иратель русских земель»Иван IV. Грозный»огнем и мечом»захватил. Новгород, вырезал почти всех его жителей (опричники пять недель мучили населения). Московский правитель приказал плетьми видшмага ты. Вечевой колокол, перевезти его в. Москву, чтобы он больше никогда не созывал новгородцев на. Дворище. Ярослава (так называлось место собрания вечак називалося місце зібрання віча).

В других городах. Киевской. Руси вече созвали для рассмотрения любых вопросов государственного управления. У них право участвовать имели все свободные жители города. Летописи упоминают о различные вопросы, которые виришув валы на собрании. Так, в 983 г вече с»бояр и старцев»приняло принести жертву языческим богам, а киевское вече 987 г рассматривало вопрос о вере и приняло решение послать в разные страны послов узнать, где лучше верь, де краща віра.

Вече были формой подлинного народовластия, занимались важными вопросами государственной жизни. Они имели право назначать и снимать князей, и это последние признавали. Поэтому правители стремились привязанности те населения своих волостей, искали там поддержки для утверждения и укрепления своей власти. Народ очень верил, что все неурядицы общественной жизни может решить»добрый»князь. Поэтому местные общины видели гарантии своего благосостояния и эффективного управления не в законах, а в лице доброго правителя. Подтверждением того является изгнание киевским вече. Великого князя. Изяслава в 1068 г и приглашение на княжение. Вс е-слава, решения вече. Киева о приглашении на киевский стол. Владимира. Мономаха в 1113 г, а 1146 г — князя. Изяслава. Вече. Чернигова в 1078 г устранило с должности князя. Всеволода и избрало вместо. Олега. С вятославовичОлега. Святославовича.

Вече вели переговоры с иностранными купцами, оказывали вечевой суд и принимали законы. Иногда мещане казнили или изгоняли из города ненавистных представителей администрации, как это было, например, п во время киевского. Восстание 1068 г. Решение принимали без голосования, одобряя ту или иную предложения крикомом.

Положительно оценивая веча как своеобразное проявление народовластия, не следует забывать о том, что они побудили правителей к заигрывание с народом, удовлетворение ему. Князья не всегда могли опереться на собственную войск кову жену, а тем более на народное ополчение, а потому для защиты своей власти нередко нанимали воинов из числа варягов или черных клобуков (кочевых племен, живших на пограничных землях). В отличие е д народного собрания античных государств, веча имели слабую организационную структуру мере один летопись не приводит каких-то правил их созыва и проведенияння.

Вервь — орган местного крестьянского самоуправления. Его возникновение связано с древними родоплеменными отношениями, которые со временем приобрели характер взаимоотношений внутри территориальной общины — сельского декабря ромады. Сельская община объединяла самостоятельных хозяев одного, а чаще нескольких сел. Члены верви совместно владели общинными землями, лесами, пастбища и сенокосами, другими коллективными угодьями. Они были связаны круговой порукой и несли обоюдную ответственность за уплату дани, выполнения других обязанностей перед государством и князем, за совершенные на территории общины правонарушения. Функции упр авлиння в верви осуществляли старосты общин с небольшим штатом выборных должностных лиц, а суд оказывали копни (общие) сборы или вервний суй суд.

Княжеская дружина

«Дружина»буквально означает»отряд воинов»Источники указывают на то, что сначала князя и дружину связывали дружеские отношения, подкрепленные обоюдными обязательствами частности, князь должен был заботиться о спра аведливий распределение добытых совместно с женой трофеев, а жена должна была поддерживать и защищать правителя. В период зарождения древнерусской государственности военная сила (жена) и княжеская вла да еще не составляли единое целое. В среде дружинников князя обычно считали первым среди равныхжали першим серед рівних.

В ранний период. Древнерусского государства княжеская дружина была оторвана от местных общин и формировалась из чужеземных наемников. Со временем вооруженная служба князю давала славянам ряд преимуществ и возможность скоростей кого обогащения, она становилась наследственной, место отца заступал сын. Дружина выполняла не только внутренние (полицейско-охранительные) функции * так и внешнеполитические задачи защиты земли от чужеземных зазиха нь или насильственных действий со стороны соседаів.

Система личных связей между князем и дружиной напоминала вассально-сюзеренные отношения в западноевропейских государствах. Однако были и существенные отличия: личная преданность древнерусских дружинников на первых порах не закреплялась временными земельные пожалования (ленами), как это было в. Западной. Европе. И только военная реформа князя. Владимира. Великого положило начало традиции наделять друж инникив землей за службу и под условие службби.

Обычно количественный состав дружины князя не выходил за пределы 300 — 400 воинов. Структурно она была неоднородной ее верхушку составляла так называемая»старшая жена», которую, по мнению большинства исследователей, форм мувалы из бояр. Источники называют их обычными боярами, земскими боярами (или старейшинами), старцами, огнищане, княжескими мужами или просто мужами. Это был своеобразный»старший офицерский корпус»кадров й армии. Как правило, старшую дружину, кроме участия в военных походах, князь привлекал к государственному управлению. С ней он советовался по важнейшим, наиболее принципиальных вопросов политической жизни: объявлена ния войны и заключение мира, установление размеров полюдье или дани, организации военных походов тощії військових походів тощо.

«Младшая жена»от несвойственных ей воинских обязанностей была свободна ее формировали с военной прислуги — своеобразный»младший офицерский корпус»В состав входили пасынки, отроки, а также дитськи, которые, скорее всего, выполняли функции помощников или оруженосцев. К младшей жены могли принимать невольников или полусвободных лиц. Нередко источники называют их обобщенно дворовыми людьми, откуда и пошло название княжеских слуг на территории. Северо-Восточной. Руси (позже -. Московии) — дворыіше -. Московії) — дворян.

Дружинники жили отдельно на княжеском дворе (в княжеской резиденции), чтобы в любое время быть готовыми выполнить задание князя. Со временем они постепенно удалялись от своего патрона, заводили собственные дворы и, получали от князя землю и поместья, оседали там. Материальное расслоение жены привело к формированию в XII в социального слоя — боярства. По мнению. О. Преснякова и. И. Данилевского, боярство выросло с жены путем частичного слияния с богатой части городского населенияелення.

Церковь в политической жизни Древнерусского государства

Крещения. Руси обусловило ряд существенных сдвигов в духовной, политической и экономической сферах, дало новое понимание этики, морали, права, мощный толчок развитию культуры. Неоценимую роль сыграла церковь а в деле объединения восточнославянских земель в системе древнерусской государственности. Такая особая роль православной церкви в политических, процессах значительной мере обуславливалась как потребность мы церковной организации, византийскими традициями сосуществования с государством, так и ее структурным построением. Ведь церковь имела централизованную структуру, единство которой имела прочную морально-правовую базазу.

С конца X в во главе церковной организации. Киевской. Руси стоял митрополит киевский посвящали на митрополитов, как правило, в. Константинополе. Это делал патриарх, выбирая из числа числа предложенных их патриаршим синодом трех кандидатов. По прибытии на. Русь происходила интронизация митрополита в. Киеве, в. Софийском соборе. Авторитет киевских митрополитов, их правомочность признавали светско ю властью. Киевской. Руси. В знак канонической зависимости. Киевской митрополии от. Константинопольского патриарха последний присылал в. Киев святое мире миро.

Основание митрополии обусловило создание епископских кафедр, которых накануне нашествия орд. Батыя насчитывали 16. При них начали формироваться органы церковного управления: хозяйственной деятельностью опикува. Алиса так называемые владычного тиуны, а судебные и административные функции выполняли владычного наместники.

В отличие от митрополитов, епископы были выходцами из местного населения и нередко становились посредниками в улаживании междукняжеских конфликтов, послами или принимали взаимные присяги, скрепляя их авторитетом церкви. Миротворческая политика православных владык обуславливалась как высокими принципами христианской морали, так и реальными потребностями церковной жизни. Ведь экономическое процветание церкви бе зпосередньо зависело от прочности государства, мира и покоя в ней тесно связаны с княжеской властью на местах епископы нередко даже замишалы князя при его отсутствии в столициці.

Достаточно прочным было и экономическое положение церкви. За. Уставом князя. Владимира. Святославовича, ей было передано десятую часть княжеских поступлений всей. Русской земли. Церковь жила и процветала не за а счет случайных пожертвований или эпизодических пожалований — она ??получала регулярную денежную ренту, узаконенную светской властью. Десятину отчисляли от дани, от доходов княжеского суда, от торговога в пошлины. Понятно, что такая система обеспечения церковной организации способствовала стабильности экономического положения последней, но, вместе с тем, искусственно привязывала церковь к государству, не позволяла ей ро звинутися в автономный социальный институт, не зависящий от княжеской властейлади.

Чрезвычайно важной и влиятельной структурой церковной организации на. Руси были православные монастыри. Традиции монашества позаимствовали у. Византии. Первые монастыри на нашей земле был основан по инициатив вы киевской власти, постоянно поддерживала их всего монашеских обителей находилось под патронатом. Великих киевских князей. Еще в первой трети XI в в стольном граде был основан по инициативе. Я. Рослава. Мудрого. Георгиевский и. Ирининский монастыре. Впоследствии, на протяжении второй половины XI и в XII в, потомки. Ярослава возвели. Андреевский,. Выдубицкий,. Дмитриевский,. Златоверхий. Михайловский,. Кир иливський и другие монастыри. В самом. Киеве в XIII в насчитывали почти 20 святых обителей обителей.

Наибольший авторитет на. Руси имел. Печерский монастырь, основанный в 1050-х годах выходцем из. Любецкий бояр монахом. Антонием. Преемник. Антония, сын дружинника из. Василькова монах. Феодосий, став его в игуменом, впервые в монастырской практике. Руси ввел монашеский устав одного из самых известных византийских монахов -. Феодора. Студита. Он предусматривал чрезвычайно строгие требования к жизни братии, че ваджував подчеркнуто аскетические условия его жизни в святых стенах. Печерского монастыря. Печерские монахи жили непрерывно молясь и постясь. Духовное подвижничество печерских братьев принесло обители сла ву одного из самых святых мест православной. РусРусі.

Система управления

Система управления. Древнерусского государства была единой для всех княжеств и не имела четкой законченной формы. Издавна, еще со времен военной организации в княжении, берет начало десятичная система упра авлиння ее суть заключалась в разделении государства на тысячи, сотни и десятки (очевидно, в зависимости от количества воинов, которые могли стать под знамена своих воевод). Со временем математический смысл такого разделения. Втр атив смысл, и княжества просто делили на административно-территориальные округа — тысячи во главе с тысяцким. Он был руководителем военных сил округа и одновременно олицетворял судебную, финансовую и полицейс ьку власть. Тысячи (округа) состояли из сотен во главе с сотским, который в своих полномочиях был близок к тысяцкого, а сотни разделяли на десятки, возглавляемые десятскими. Поэтому десятичная система управл иння была вертикальной по структуре и замыкалась на местном князю, который был вассалом. Великого киевского князей князя.

Второй системой управления была дворцово-вотчинная система, образованная при княжеском дворе. Формировалась по горизонтальным принципом. В нее входили дворецкий, стольник, конюший, чашник, охотник и другие чиновники, которые, помимо чисто придворных обязанностей, начали выполнять поручения князя, имевших общегосударственное значениеня.

Княжескую администрацию образовывали также представители центральной власти на местах — волостели и наместники признан князем, они имели административные и судебные полномочия селам руководили старосты — руководители сельских общин, избранные местными жителямми.

Все должностные лица разных рангов получали за службу своеобразную плату -«корм»в виде части доходов с собранной из людей дани или иных поборов. Поэтому система содержание государственного аппарата. Киевской кой. Руси счет местного населения получила название»системы кормления»Она получила распространение во всем государстве и существовала на протяжении. СТОЛИТувала впродовж століть.

Судебная система. Древнерусского государства охватывала четыре основных вида судов: общественный, княжеский, домениально и церковный

Общественные суды были древнейшими и дольше просуществовали. Они подразделялись на два вида: суд сельской общины и суд старцев. К первому входила сельский старшина. Он решал мелкие дела, связанные с и спорами внутри общины, мелкими кражами, влагоджував семейные. Суд старцев рассматривал важные дела и состоял из представителей окрестных сел. Статьи. Русской. Правды свидетельствуют, что именно община имела полномочия выдать или скрыть в себе злоумышленника и несла коллективную ответственность за неправомерные действия на своей территории, в частности при отсутствии правонарушительшника.

Княжий суд сначала не широко распространен в крупных городах — центрах княжеств, он был удален от населения. Здесь решали дела, которые были не под силу общественном суда. В княжеском в председательствовал князь или, по его поручению, кто-то из чиновников. Участниками судебного процесса были также»ябетникы»- обвинители,»метатели»- канцеляристы-писцы,»истци»- следственные. Могли участвовать и старцы — знатоки обычного права. Иногда на местах княжеский суд вершили тиуны — агенты князя, осуществлявших производство по его поручению и от его имени. Рассматривать гражданские дела поручали отрокам или дитським. Весомую роль в работе княжеского суда играли мечники, которые собирали доказательства и подавали их в суд, а также охраняли порядок во время заседанийкож охороняли порядок під час засідань.

В рассмотрении дела судья основном играл пассивную роль. Его задачей было оценить представленные доказательства и принять решение. Иногда в княжеском суде судили наместники князя, его уполномоченные или на. Авив невольники (для большей объективности судопроизводстваа).

домениально (землевладельческий) суд был судом феодала-землевладельца, который распространялся на подвластных ему лиц. Другие суды, в частности княжеский, не имели права вмешиваться в деятельность домениального, но закупки и могли подавать жалобы в княжеского суда на решение землевласницького.

Церковный суд рассматривал дела в отношении»языческих»обычаев. Он наказывал виновных за»умыкание»(языческую традицию кражи девушек до брака с целью женитьбы), колдовство, знахарство, язычество. Здесь так каждого рассматривали преступления против веры (богохульство, святотатство), дела о семейных отношениях, развод, имущественные споры между супругами, случаи избиения родителей тощи побиття батьків тощо.

Церковному суду подлежали церковнослужители и их семьи, люди, которые искали защиты в церкви. Он рассматривал дела скандального характера (например драка женщин). В таких судах нередко участвовал князей зь и мог устранить епископа с должности за неправедное решенииня.

Имел место и так называемый»божий суд», к которому обращался, кто не мог представить свидетелей (послушаний), поскольку при рассмотрении дела большого веса, как о том свидетельствует. Русская. Правда, требовали падать семь свидетелей доброй славы (для иностранца было достаточно двух). Когда рассматривали дело меньшего веса (при стоимости иска до 2 гривен), можно было вместо свидетелей очиститься присягой. В деле до шести гривен виновного подвергали»пробе водой», а в весомых -«пробе железом»(ордалии). В некоторых случаях для выяснения правоты в споре применяли судебный поединорі застосовували судовий поєдинок.

Итак, при характеристике государственного строя. Киевской. Руси следует иметь в виду то, что самодержавная власть. Великого князя была редким явлением и могла существовать за сильного централизованного государства, которая выделено риплювала ее авторитет (в частности, в правление князей. Владимира. Великого,. Ярослава. Мудрого и. Владимира. Мономаха). С ослаблением централизма в государстве и усилением сепаратистских тенденций со стороны мес цевых правителей в княжествах утверждаются княжеские династии. Великий киевский князь теряет старшинство и становится»первым среди равных»Его титул главы государства приобретает характер почетного исторической трад ицичної традиції.

Государственная организация княжеской эпохи не знала четкого распределения полномочий в структуре власти и управления. Различные органы нередко дублировали друг друга и конкурировали между собой. Порядок организации и осу ения государственной власти в. Киевской. Руси, способы разделения государства па административно-территориальные единицы, распределение власти между центром и княжествами постоянно менялись, что не способствовало укреплению как власти, так и государства в целомом.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая