Система частного римского права

Автор: | 19.12.2018

Система частного римского права

Понятие, система римского частного права

Понятие, система римского частного права

Римское право – это система права, сложившаяся в Древнем Риме и ставшая основой для правовых систем большинства современных европейских государств, оно получило наибольшее развитие в эпоху принципата (I-III века н.э.).

В Древнем Риме право как институт общества делилось на две составные части:

публичное – право, регулировавшее властные отношения, отношения между государством и частными лицами;

частное – право, регулировавшее имущественные отношения между частными лицами.

История развития права древнего Рима делится на 4 этапа:

1) период Древнего (квиритского) права – от создания законов XII таблиц (451-452 г.г. до н. э.) до III века до н. э. Основной источник права в этот период – Законы XII таблиц. В это время зарождаются способы осуществления права – сначала понтификальное производство, которое осуществляли жрецы, в конце периода появляется должность претора и создается легисакционный процесс;

2) предклассический (с III века до н.э. до начала I века н.э.). В это время издаются законы, развивающие отдельные институты римского права (наследственное право, сервитуты, деликты), и появляются новые институты (судопроизводство), новые способы создания правовых норм – формулы претора – претор давал указания судье как решить спор, если данный вопрос не был урегулирован правом. В связи с этим легисакционный процесс преображается в формулярный, появляются эдикты претора, которые содержали определенную совокупность формул претора;

3) классический (I–III вв. н.э.). Среди источников появляются сенатусконсульты, конституции императоров и ответы юристов. Получил законченный вид формулярный процесс, в конце периода появляется экстраординарный процесс;

4) постклассический (IV–VI век н.э.). Предпринимаются попытки кодификации права, приводящие в конце периода к созданию Кодекса императора Юстиниана.

Выделяют три ветви римского частного права:

1) квиритское право (позднее – цивильное право) – древнейшая ветвь римского права. Нормы данной ветви права регулировали отношения исключительно между квиритами, то есть между римскими гражданами

2) преторское право – возникло с развитием торгового оборота и развития рабовладельческой системы римского государства. Эта ветвь основывалась на эдиктах магистратов, особенно эдиктах преторов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а предавали нормам старых квиритских законов новое значение.

3) право народов – зародилось в период республики в силу необходимости регулирования отношений между римскими гражданами и иностранцами, связи и отношения с которыми все больше развивались и расширялись. Нормы права народов регулировали отношения между гражданами Рима, иностранцами, перегринами на территории римского государства.

К середине IV века н.э. различия между этими тремя ветвями права стерлись и они в совокупности образовали единое римское частное право.

Римское частное право
Суперека С.В.
2008

Системы римского права

Изучим систему римского права, выявим ветви римского частного права.

Римское частное право представлено тремя ветвями, которые сформировались в единую систему в разное время.

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, образование и развитие которого приходится на период с VI века по середину III века до н. э. Нормы древнейшего права регламентировали отношения лишь между квиритами – римскими гражданами.

Развитие торговли, сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений и всей рабовладельческой системы хозяйства способствовали дальнейшему прогрессу римского частного права. Нормы квиритского права уже не могли урегулировать развитие системы торгово-денежных отношений.

Реальность способствовала приведению системы старых норм в соответствие с новыми условиями жизни общества. По этой причине наряду с квиритским правом образовалось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Данная система оформилась из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В процессе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а только придавали положениям старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Производя защиту системы новых отношений, преторы реализовали следующий шаг. При помощи эдиктов они начали заполнять пробелы цивильного права, устраняя тем самым их недостатки.

Впоследствии в преторские эдикты включались формулы, направленные на трансформацию системы норм римского цивильного права. Преторский эдикт показывал пути для признания новых отношений. Формируя средства защиты вопреки цивильному праву или в его дополнение, эдикт претора создавал систему новых форм права.

Нормы преторского права (как и нормы квиритского права) регламентировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних данные нормы были лишены формализма, религиозной обрядности и символики.

К основам преторского права относились принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. Согласно естественному праву все люди равны и рождаются свободными. Из принципа справедливости устанавливалось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма предполагал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства делал необходимым создание системы правовых норм, которые должны были иметь приемлемый характер для осуществления сделок с участием иностранных граждан.

По этой причине в республиканский период оформилась еще одна система римского частного права – «право народов». Данная система включала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и ряда других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регламентировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Указанное право в сравнении с римским правом древнейшего периода характеризовалось простотой, гибкостью, отсутствием формальностей.

Исконное римское частное право и «право народов» в течение долгого времени дополняли друг друга. При этом влияние «права народов» на квиритское право было значительным. В результате система квиритского права стала утрачивать свои характерные черты.

С течением времени наблюдалось сближение всех трех систем права. Если в начале III века н. э. они ещё сохраняли ряд характерных отличий, то уже к середине IV века все три ветви объединились в единое римское частное право.

4.Система римского частного права.

•Право народов (ius gentium)

Цивильным правом в тесном смысле считалась закреплённая законами узконациональная система частного права. В более широком смысле цивильное право охватывало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах.

Преторское право было вызвано к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистров, главным образом — преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путём эдиктов и снабжённых созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права.

Право народов (ius gentium).

К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевших общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза. С распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правом народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остаётся римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Городской претор в некоторых случаях применял нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникали из коммерческих отношений.

§ 4. Исторические системы римского частного права

Цивильное право. Сообразно с задачами настоящего учебника (п. 4) изучению подлежат источники права периода принципата и домината (I — VI вв. н.э.). Для понимания их необходимо предварительно охарактеризовать в основных чертах состояние источников римского частного права к концу республики.

В силу особенностей исторического развития к этому времени в составе римского права можно различать отдельные системы, которые возникли не одновременно, а складывались последовательно одна за другой.

Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи (dominium ex iure Quiritium — собственность по квиритскому праву). Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права. 10.

Преторское право. Наряду с этой системой цивильного права постепенно сложилась другая система права — право преторское (ius praetorium или honorarium, от слова «honores» — почетная должность).

Эта система права была вызвана к жизни развитием экономики, ростом рабовладения, сосредоточением в руках господствующей верхушки рабовладельческого класса торгового и ростовщического капитала и крупной земельной собственности. Рост групп рабовладельцев-ростовщиков и землевладельцев сопровождался обострением классовых противоречий. Все эти новые социально-экономические условия делали старые постановления цивильного права недостаточными и с количественной, и с качественной стороны. Эти постановления нужно было пополнять и даже исправлять. Эта работа легла на судебных магистратов, главным образом — преторов. Она совершалась постепенно. В результате получился ряд институтов, разработанных преторами преимущественно путем эдиктов и снабженных созданными ими новыми средствами защиты. Параллельно цивильному праву создалась система преторского права (см. также пп. 20 — 22). 11.

Право народов (ius gentium). Цивильное право противополагалось не только преторскому праву, но также еще одной системе — праву народов. Эта система

представляет самое оригинальное явление в римском праве.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в римскую общину считались, как указано выше (п. 2), врагами и не пользовались защитой. С развитием производства и обмена, с расширением торгового оборота стало необходимым признать основные частные права (право собственности, право заключения договоров и т.д.) и за неримлянами. На этой почве и сложилась система права, получившая название ius gentium.

В итоге исторического развития эта система включила в себя разные элементы. К понятию права народов относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). Затем к нему относилось обычное право, применявшееся в практике торговых отношений и имевшее общий характер благодаря племенному родству и тесным экономическим связям членов латинского союза, например свободные от формализма сделки обмена. Наконец, с распространением римского господства на провинции право народов заимствовало торговые институты различных частей империи.

Ius gentium становится синонимом универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, ius civile, а с другой — национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы ius gentium применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы ius gentium и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы ius gentium к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений. Когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах (in factum conceptae), в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Ius gentium соответствовало сложной стадии организации обмена товаров в самых разнообразных отношениях. В противоположность цивильному праву, строго формальному и малоподвижному, право народов лучше и быстрее приспособляется к развивающимся потребностям. Свободное от традиций глубокой старины, выросшее на базисе экономических, в частности торговых, отношений, в которых участвовали и римляне, и представители других народностей, ius gentium является правом универсальным в том смысле, что оно применяется ко всем участникам торгового оборота, независимо от их гражданства.

12. Сближение систем. Дуализм противоположных укладов — цивильного права и права народов — не мог не привести к их взаимному слиянию. Этому процессу способствовал, прежде всего, собственный интерес господствующего класса в развитии гражданского и торгового оборота и укреплении торговых сношений во всех областях покоренного мира. Унификация права содействовала этому развитию. Предоставление перегринам прав римского гражданства оказывало не меньшее влияние на это развитие. Наконец, преторское право, судебный обычай, неиссякаемая активность юриспруденции привели к тому, что ius civile и ius gentium стали постепенно сливаться. Преторское право, поддерживая и развивая ius civile, реально проводило принципы ius gentium. В этом же направлении двигалось новое обычное право, слагавшееся в недрах торгового оборота. Особенно сильно содействовало развитию ius gentium новое толкование права — nova interpretatio iuris. За 50 лет до н.э. оно выдвинуло значение воли как существеннейшего элемента юридических сделок. Другим, столь же могущественным фактором развития ius gentium являлось введение так называемой экстраординарной когниции, как более свободной формы разбирательства споров (пп.

Строгость и формализм цивильного права особенно долго держались в области семейных и наследственных отношений, на которых почти не отражалось действие ius gentium. Наоборот, обширная область оборота движимостей, едва намеченная в цивильном праве, развивалась под влиянием ius gentium. Подчеркивая распространенность права народов, римские юристы относили к его области такие исконные институты, как рабство (Гай. 1. 82; D. 1. 5. 4. 1) и даже связанное с завоевательной политикой Рима право военной добычи (D. 41. 1. 5. 7). С особенной силой и быстротой сказалось влияние ius gentium на область договорных отношений. Под этим влиянием создались новые типы договоров, которые, в отличие от цивильного права, строились на основе простого соглашения сторон, независимо от каких-либо торжественных обрядов и вообще формальностей. Описанное влияние права народов на ius civile было взаимным, так как институты права народов быстро поглощались цивильным правом, и одновременно шел процесс включения (и усовершенствования) старых цивильных норм в право народов. Так, старые цивильные сделки стипуляции (Гай. 3. 93) (см. п. 433), письменного обязательства (Гай. 3. 133) (см. п. 449) и погашение обязательств — acceptilatio (D. 46. 4. 8. 4) (см. п. 348) стали распространяться и на перегринов, и на провинции. Этот процесс все усиливался с развитием римской экономики, так что сами римляне приравнивали ius gentium к ius civile.

Quod autem gentium, idem civile esse debet (Цицерон, De off., 3.17).

(Что же относится к праву народов, то должно быть признаваемо и цивильным.)

На теоретическую выработку представлений об ius gentium оказали большое влияние доктрины греческой философии, перенесенные и усвоенные римскими юристами. Для них ius gentium, конечно, всегда оставалось правом чисто римским, а отнюдь не правом иностранным. Теоретически право разделялось юристами на две области права: цивильного и права народов. Тут обнаруживалось влияние Аристотеля, разделявшего право на естественное и законное (ius naturale и ius legitimum). Это раздвоение повторяет Цицерон (De origine iuris, 1. 130). В него вносит новую основу Гай (II в. н.э.), противополагающий цивильному праву как продукту законодательства ius gentium как порождение естественного разума (ratio naturalis).

На смену описанному представлению пришла новая теория, различавшая три порядка. Она противопоставляла право народов не праву цивильному, а праву естественному (п. 14) в смысле стоической философии, согласно которой iure naturae omnes homines aequales sunt — no праву природы все люди являются равными.

13. Aequitas (справедливость). Изложенное противоположение права народов цивильному праву дополнялось в эпоху принципата противоположением ius aequum (справедливое право, или aequitas) строгому праву, ius strictum. Практикой юристов был введен в обиход принцип справедливости. Закрывая глаза на такое вопиющее неравенство, как рабство, на жестокую эксплуатацию богатыми рабовладельцами свободных бедняков, римские юристы говорят о справедливости как начале равенства всех в области права и перед законом, умеряющем остроту и тяжесть требований цивильного права. В области частного права принцип справедливости долго понимался юристами чисто эмпирически и практически, как стремление идти навстречу нарождавшимся требованиям морали и справедливости. В конце республики и право собственности возводили к естественной справедливости.

Nihil enim tam conveniens est naturali aequitati, quam voluntatem domini. ratam haberi (D. 40. 1. 9. 3).

(Ведь ничто не соответствует так естественной справедливости, как подтверждать в праве. волю собственника.)

Ульпиан (III в. н.э.) при изменившихся условиях эксплуатации земельной собственности временное безвозмездное предоставление ее в пользование (прекарий) считал актом справедливости.

Quod genus liberalitatis (precarium) ex iure gentium descendit. et naturalem habet in se aequitatem (D. 43. 26. 1. 2; 2. 2).

(Этот род щедрости — прекарий происходит от права народов и заключает в себе естественную справедливость.)

Считалось несовместимым с принципом справедливости, чтобы кто-нибудь путем обмана (dolus) извлекал какую-либо выгоду. Противоположность обману составляла добрая совесть — bona fides. Когда претор во многих формулах предписывал судье вынести решение, принимая во внимание соображения доброй совести, то это было лишь применением на практике принципов aequitas. Этот принцип находил особо широкое применение в преторском эдикте, и, таким образом, ius aequum проникало во многие положения эдикта и преторского права.

Комментаторы эдикта очень часто объясняли постановления преторского права принципом справедливости. 14.

Естественное право (ius naturale). Указанное выше понимание права народов было римлянами еще расширено и сблизилось с возникшим в конце республики представлением о ius naturae, ius naturale. Цицерон первый определил его как требования морали и утверждал, что право покоится на неизменном нравственном сознании и законе, который природа вложила в сердца всем людям (De republica, 3, 22).

Ульпиан считал в некоторых отношениях и право собственности основанным на естественном праве.

Quarundam rerum dominium nanciscimur iure gentium quod ratione naturali inter omnes homines peraeque servatur (D. 41. 1. 1. pr.).

(Право собственности над некоторыми вещами мы приобретаем по праву народов, которое в силу естественного разума одинаково соблюдается между всеми людьми.)

В этом определении как право народов, так и естественный разум в качестве его естественного источника совершенно освобождаются от принадлежности к правовой системе какого-либо государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всем человечеством.

Представление Ульпиана о естественном праве является вообще чрезвычайно широким. Он признал, что естественное право распространяется даже на животных, тогда как право народов ограничивает свое действие только людьми.

Ius gentium est quo gentes humanae utuntur, quod a naturali recedere facile intellegere licet, quia illud omnibus animalibus, hoc solis hominibus inter se commune sit (D. 1. 1. 1. 4).

(Правом народов является то, которым пользуются народы человечества. Можно легко понять, что последнее отличается от естественного права, так как оно свойственно всем животным, тогда как первое является общим только для людей между собой.)

§ 5. Виды источников права 15.

Институции Гая (1. 2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium). Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно обычным правом.

§ 2. Система римского частного права: право цивильное, право народов, естественное право

Римляне считали, что частное право распадается на три вида, так как оно состоит из законов естественного права (ius naturale), или общенародного (ius gentium), или цивильного (ius civile). Естественное право римляне трактовали весьма своеобразно: это право есть то, которое природа внушила всем живым существам.

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью — своим собственным правом, частью — правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский народ, — это цивильное право римлян (или квиритское право, от Квирина, имени обожествленного Рекса — царя Ромула, VIII в. до н.э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов — Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н.э. (451-450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву.

Цивильное право составляли и все те законы, которые принимались народными собраниями, а с начала III в. до н.э. (Закон Гортензия) — плебейскими собраниями (plebescita). Среди таких законов можно назвать Закон Петелия (326 г. до н.э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников. Сравним с Законами XII Таблиц. Третья таблица гласит:

«. Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)».

Закон Лициния-Секстия (IV в. до н.э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н.э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей.

Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, «право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы.

В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: «Важно не то, что сказано, а что имелось в виду». Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности преторов и римских юристов постепенно сглаживаются.

Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается началами универсализма, в основу которых кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н.э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н.э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога).

При императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия естественного права, категории справедливости, доброй совести становились критерием сближения этих систем.

С течением времени цивильное право и право народов благодаря деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н.э.) уже составляют единую систему права.

2. Система римского права.

Структурно РЧП состояло из 5 основных систем:

Данные системы, с одной стороны, отражали структурное построение РЧП, а с другой стороны, эволюцию РЧП как динамичной и исторически развивающейся системы права.

Исторически первой возникла система цивильного права. Цивильное право возникло как древнеримское право, система правовых норм, регулирующая отношения только между квиритами. Таким образом, из сферы правового регулирования цивильного права исключались иные социальные категории – перегрины, латины и др. В силу этого, цивильное право носило строго национальный характер, и кроме того, обладало таким недостатком, как формальность, обрядность и строгость правовых предписаний. Так, порождением цивильного права были обряд манципации, стипуляция и иные обряды, представлявшие собой способ совершения гражданско-правовых сделок.

Со временем в связи с ведением обширных завоеваний, социальная стратификация общества стала всё более сложной, однако, новые социальные категории, как было указано, не могли быть участниками отношений, регулируемых цивильным правом. Кроме того, рабовладение становилось прочной основой экономической жизни римского общества, крупная земельная собственность была сосредоточена у рабовладельцев.

При всех этих объективных условиях обнаруживалась неспособность цивильного права обеспечить регулирование новых экономических и социальных отношений в силу его формальности, строгости и узко национального характера. Поэтому параллельно с цивильным правом стала формироваться вторая система римского права – преторское право. Действие преторского права распространялось уже и на иные социальные категории, которые могли совершать сделки с квиритами, пользуясь нормами преторского права. Преторское право было порождением деятельности преторов (магистратов), которые, не имея возможности изменять предписания цивильного права, в процессе правоприменения путём преторских эдиктов перерабатывали нормы цивильного права, приспосабливая их к новым экономическим и социальным отношениям. При этом особо хотелось бы обратить внимание нато, что нормы цивильного права были неприкосновенны ни для претора, ни для кого-либо ещё, поэтому преторское право представляло собой лишь толкование, своеобразный комментарий цивильного права, не изменяя его предписаний.

Дальнейшее усложнение структуры экономических и социальных отношений, развитие торговли, в том числе международной, обнаружило несостоятельность цивильного права, нормы которого были скорее лишь данью традиции, чем живым позитивным правом. Кроме того, постепенно развитие римского государства пришло к необходимости признания частных прав за неримлянами, поскольку обратная ситуация привела к существенному торможению торгового оборота, что отразилось бы на экономике.

Объективный процесс постепенного наделения частными и публичными правами не римлян был юридически окончательно оформлен в 212 г. н.э., когда эдиктом Каракаллы все социальные слои (за исключением, разумеется, рабов) были уравнены в правах, поскольку всем лицам было предоставлено римское гражданство. В силу того, что была упразднена строгая социальная стратификация, отпала и необходимость в специальных нормах права, регулирующих отношения между отдельными социальными слоями. Поэтому постепенно произошёл процесс слияния цивильного права и права народов, что привело к унификации римского права. Нормы цивильного права сохранили свою силу только в сфере наследственных и семейных отношений (кстати, формализм совершения сделок в этой сфере отношений сохранился и в современном праве).

Следующая система римского права – право справедливости. Данная система права являлась дополнением к преторскому праву и праву народов, и применялась, главным образом, в деятельности судебных магистратов. В основе права справедливости лежал принцип справедливости, а именно — в случае отсутствия конкретных правовых норм на практике юридические казусы решались, основываясь на принципе справедливости. Порождением права справедливости являлся сохранившийся до нынешних времён принцип (презумпция) доброй совести при совершении сделок – согласно праву справедливости, сторона, совершившая сделку, считается добросовестной, пока не доказано обратное.

Последняя система права – естественное право. Эта система права также являлась дополнением цивильного права, преторского права и права народов. Римские юристы полагали, что в основе права лежит добрая природа человека, а само право покоится на нравственном сознании и естественном законе, предопределённом самой природой, её гармонией и чистотой.

1. Основные системы римского частного права

Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время:

1) квиритское (цивильное) право;

2) преторское право (ius praetorium);

3) «право народов» (ius gentium).

Первую ветвь составляли нормы квиритского (цивильного) права, формирование и развитие которого приходится на VI в. — середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитие торгово-денежных отношений.

Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius praetorium) как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.

В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве (ius naturale). В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранных граждан. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов» (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств.

В отличие от квиртского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличались простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Исконное римское частное право и «право народов» долгое время дополняли друг друга. При этом существенно было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Если в начале III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

Система римского права и предмет курса

Публичное право: охраняло интересы государства — священной Римской империи; действовали императивные нормы права; нормы публичного права не могли изменяться соглашением отдельных лиц; защита происходила от лица государственных органов в рамках административного или уголовного процесса.
Частное право: защищало интересы частных лиц; действовали преимущественно диспозитивные и уполномочивающие нормы (при наличии императивных);
нормы частного права могли определяться соглашениями отдельных лиц; защита осуществлялась по частной инициативе в форме гражданского процесса.
Нормы частного права. В частном праве действует принцип «ita ius esto» (как они договорятся, так пусть и будет), т. е. стороны сами определяют объем и характер своих прав и обязанностей, и такое соглашение — как бы закон (диспозитивные нормы права), например при написании завещания.
Виды норм частного римского права: уполномочивающие (дают участникам возможность совершить определенные действия); диспозитивные (дают участникам отношений возможность самим решать вопрос об объеме и характере прав и обязанностей); установленные сторонами (участниками договорных отношений); восполнительные (дополняли определенные необходимые действия); условно-обязательные (могли возникнуть в процессе деятельности, а могли и не возникнуть).
Частное право, в свою очередь, делится на отдельные «ветви»: естественное право —jus naturale; цивильное право (квиритское право, строгое право) — jus civile; преторское право —jus praetorium; право народов —jus gentium.
В классическом праве противопоставление цивильного права праву народов было дополнено противопоставлением строгого права (jus strictum справедливому праву jus aeguum).
Эти правовые системы взаимодействовали и дополняли друг друга, преторское и право народов влияли на цивильное право, что позволяло преодолеть формализм и систему жестких исков строгого права. К началу VI в. образовалось единое римское право (юстиниановский период).
Также выделялось субсидиарное (вспомогательное) право римских провинций: греческое, восточное, египетское, еврейское.
По признаку формы источников римское право делилось на писаное (jus scriplum) и неписаное право (jus non scriptum).
Писаное право — законы и другие нормы государственных органов, закрепленные в письменной форме (lex, leges, legitimus).

Неписаное право — совокупность норм правовых обычаев, а именно: обычаи предков, обычная практика, обычаи жрецов, обычаи магистратов.
Римское право можно также разделить по его действию во времени: jusvetus (древние законы); jus novus (императорское законодательство).

Противоположные принципы их использования (в первом случае
действовало правило: чем закон древнее, тем правильнее; во втором — наоборот) привели к острой необходимости кодификации права в юстиниановский период (одна из причин создания Свода Юстиниана).
Система римского права — это и определенный порядок группировки (расположения) правовых норм. Существует две системы группировки правовых норм: пандектная; институционная.
Пандектная система включает в себя общую часть и четыре специальных раздела: вещное право; обязательственное право; семейное право; наследственное право.
В институционной системе отсутствует общая часть, а специальные разделы делятся на следующие группы: субъекты права; вещное право; обязательственное право; наследственное право.
Предметом римского частного права является изучение правового положения субъектов права (частных лиц) и способов их защиты в области вещного, обязательственного права, брачно-семейных и наследственных отношений, изучение соответствующих правовых институтов в их историческом и логическом развитии.
Римское право основано на жестких формально-логических конструкциях и изложено на латыни. Латынь и логика — мать и отец римского права, в его основе также — здравый смысл и принцип справедливости. Основной логический метод — дедуктивный, т. е. общие принципы и правила права применяются к казусам (конкретным слу

чаям из практики). Казуистика — основной жанр римской юриспруденции.
Идеология римского права: всеобщая справедливость — не пустые слова, она есть, и она выражается в праве; всеобщая справедливость существует только как конкретная справедливость в каждом конкретном случае; задача юриста, судьи — уметь найти эту справедливость, т. е, уметь удовлетворить и примирить даже самые противоречивые интересы (в этом цель судебно-правовой системы); право — не отвлеченная схема, навязанная обществу извне, а результат человеческого опыта по согласованию интересов внутри общества, право — это живые нервы общества, оно обладает жизненностью (что логично, то и законно); действует запретительный принцип в праве — quae non suntprohibita, permisae intelligintur (что не запрещено явно, то разрешено); критерием совершенства правовой системы может быть только ее гуманизм в конкретно-историческом смысле: насколько масштаб системы соответствует масштабу отдельной личности; принцип культа Права и относительности Закона; необходимость четкой формулировки закона, а также гибкого его применения; отсутствие жестких определений правовых понятий, римские юристы их избегали — «всякое определение в цивильном праве опасно, ибо резкое определение нельзя опровергнуть», более того, summum jus — summa injuria (завершенное, полное право — есть высшая несправедливость, беззаконие).