Регистрация договора ипотеки с 01 июля 2014

Автор: | 19.12.2018

Оглавление:

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 августа 2014 г. № 14-исх/09541-ГЕ/14 О представлении заявлений о государственной регистрации ипотеки здания (сооружения) и земельного участка, на котором оно расположено

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в дополнение к письму Росреестра от 30.06.2014 № 14-исх/07413-ГЕ/14 направляет копии ответов Минэкономразвития России (письма от 24.04.2014 № Д06и-382, от 04.07.2014 № Д23и-2847) на запрос Росреестра относительно применения вступивших с 01.07.2014 в силу положений Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон № 367-ФЗ).

Дополнительно полагаем возможным отметить следующее.

По вопросу 1 письма Росреестра от 17.01.2014 № 14-исх/00426-ГЕ/14.

Основываясь на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, раздела II Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК) и Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Закон об ипотеке), учитывая позицию Минэкономразвития России, полагаем, что:

за исключением случаев, установленных федеральным законом (например, абзац четвертый статьи 69 Закона об ипотеке), заявления о государственной регистрации ипотеки здания (сооружения) и земельного участка, на котором оно расположено, должны быть представлены на государственную регистрацию одновременно и такая регистрация также должна быть проведена одновременно. При этом непредставление заявления о государственной регистрации ипотеки земельного участка является основанием для отказа в государственной регистрации ипотеки расположенного на нем здания (сооружения);

если предметом договора об ипотеке являются несколько объектов недвижимости, в отношении которых законом не установлено требование об одновременной ипотеке, заявления о государственной регистрации ипотеки таких объектов недвижимости могут быть представлены неодновременно.

По вопросу 6 письма Росреестра от 17.01.2014 № 14-исх/00426-ГЕ/14.

При государственной регистрации залога прав требования, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, а также залога права аренды, по мнению Росреестра, с целью обеспечения прав и законных интересов участников гражданского оборота недвижимости, до приведения законодательства в соответствие с ГК (в редакции Закона № 367-ФЗ) следует руководствоваться пунктом 5 статьи 5 Закона об ипотеке:

правила об ипотеке недвижимого имущества соответственно применяются к залогу прав арендатора по договору об аренде такого имущества (право аренды), поскольку иное не установлено федеральным законом и не противоречит существу арендных отношений;

правила об ипотеке недвижимого имущества применяются также к залогу прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Соответственно, залог права аренды и залог прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, подлежат государственной регистрации.

По вопросу о необходимости государственной регистрации договоров об ипотеке, подписанных до 01.07.2014, но представленных на государственную регистрацию после 01.07.2014, а также дополнительных соглашений к договорам об ипотеке.

Согласно статье 3 Закона № 367-ФЗ:

положения ГК (в редакции Закона № 367-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона № 367-ФЗ;

правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Законе о регистрации, не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу Закона № 367-ФЗ.

Статьей 10 Закона об ипотеке предусмотрено:

договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации;

несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным;

договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

В силу статьи 164 ГК (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», вступившего в силу с 01.09.2013):

в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделки, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации;

сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Поскольку законом не установлено иное, договоры об ипотеке, составленные (подписанные) до 01.07.2014, подлежат государственной регистрации и после 01.07.2014, так как требование об их государственной регистрации было предусмотрено соответствующими нормами ГК и Закона об ипотеке, действовавшими до 01.07.2014 (т.е. на момент составления (подписания) данных договоров), и такие договоры считаются заключенными с момента их государственной регистрации, а положения ГК (в редакции Закона № 367-ФЗ) и Закона об ипотеке применяются к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Закона № 367-ФЗ.

Соответственно государственная регистрация таких договоров об ипотеке осуществляется в прежнем порядке (на основании одного заявления о государственной регистрации договора об ипотеке совершается одно регистрационное действие независимо от количества объектов недвижимости, являющихся предметом договора; государственная пошлина взимается в размере, предусмотренном подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом с учетом новой редакции статьи 164 ГК, вступившей в силу с 01.09.2013, дополнительные соглашения к зарегистрированным договорам об ипотеке также подлежат государственной регистрации.

Дополнительные соглашения к договорам об ипотеке, составленным (подписанным) после вступления в силу Закона № 367-ФЗ и соответственно не подлежащим государственной регистрации, не подлежат государственной регистрации. На основании таких соглашений, при необходимости, могут быть внесены изменения в регистрационную запись об ипотеке в соответствии со статьей 23 Закона об ипотеке.

Приложение: на 9 л.

Обзор документа

По общему правилу заявления о госрегистрации ипотеки здания (сооружения) и участка, на котором оно расположено, подаются на регистрацию одновременно и регистрация проводится одновременно. Непредставление заявления в отношении участка является основанием для отказа в регистрации ипотеки здания (сооружения).

Если предметом договора об ипотеке являются несколько объектов недвижимости, в отношении которых требование об одновременной ипотеке законом не установлено, то заявления о регистрации ипотеки таких объектов могут быть представлены неодновременно.

Залог права аренды и залог прав требования участника долевого строительства, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, подлежат госрегистрации.

Договоры об ипотеке, составленные (подписанные) до 01.07.2014, подлежат госрегистрации и после этой даты. Регистрация проводится на основании одного заявления о регистрации договора, независимо от количества объектов совершается одно регистрационное действие. Дополнительные соглашения к зарегистрированным договорам также подлежат регистрации.

Дополнительные соглашения к договорам, составленным (подписанным) после 01.07.2014 и соответственно не подлежащим регистрации, не регистрируются. На основании таких соглашений при необходимости могут быть внесены изменения в регистрационную запись об ипотеке.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Регистрация договора ипотеки с 01 июля 2014

11:36, 29 июля 2014 , Общество

С учетом вступивших с 01.07.2014 года в силу положений Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 367-ФЗ) сообщаем следующее.

1. Исходя из положений п. 5 ст. 3 Закона № 367-ФЗ, п. 1 ст. 339.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договор ипотеки подписан сторонами после 01.07.2014, то государственная регистрация сделки не осуществляется, и на основании данного договора регистрируется залог как обременение. Государственная регистрация договоров ипотеки, подписанных сторонами до указанной даты, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 367-ФЗ.

2. Учитывая положения п. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми государственная регистрация осуществляется в отношении каждого объекта недвижимости, заявления о государственной регистрации обременения предоставляются обеими сторонами договора ипотеки отдельно по каждому объекту недвижимости, указанному в договоре, с уплатой государственной пошлины по каждому регистрационному действию.

При этом государственная пошлина за внесение в ЕГРП записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество на основании договора об ипотеке уплачивается в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Если договор ипотеки заключен между физическим и юридическим лицами, то государственная пошлина за регистрацию ипотеки уплачивается в размере 500 рублей физическим лицом и 7500 рублей юридическим лицом. Если договор между юридическими лицами, то по 7500 рублей каждое юридическое лицо.

3. В случае, если договор ипотеки заключен и зарегистрирован до 01.07.2014, дополнительные соглашения к указанному договору также подлежат государственной регистрации в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 367-ФЗ. Если договор ипотеки подписан сторонами после 01.07.2014, дополнительные соглашения к данному договору не регистрируются. Вместе с тем в случае, если такое дополнительное соглашение влечет изменение записи об ипотеке, то обеими сторонами договора представляются заявления о внесении изменений. Государственная пошлина в данном случае уплачивается сторонами в размере, установленном пп. 32 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в сумме 200 рублей – для физического лица, 600 рублей – для юридического лица).

4. В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем надписи на договоре об ипотеке. Таким образом, при государственной регистрации залога как обременения на основании договора ипотеки, заключенного после 01.07.2014, на таком договоре ставится штамп о государственной регистрации ипотеки. В случае, если на основании одного договора регистрируется ипотека на несколько объектов недвижимости, в регистрационных штампах указываются сведения о наименовании (виде) недвижимости.

5. В связи с тем, что договор ипотеки, заключенный после 01.07.2014, не подлежит государственной регистрации, согласие супруга залогодателя на государственную регистрацию залога не требуется.

Начальник Михайловского отдела

Управления Росреестра по Волгоградской области Р.А. Романенко

Государственная регистрация ипотеки

Государственная регистрация ипотеки
(в том числе на основании договора, включающего соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки в силу закона)

Обращаем внимание, что договоры ипотеки, заключенные до 1 июля 2014 года подлежат государственной регистрации

Получатель – физические лицо
Необходимые документы:

1) совместное заявление залогодателя и залогодержателя о государственной регистрации обременения (ипотеки). В случае если ипотека возникает на основании нотариально удостоверенного договора об ипотеке, заявление о государственной регистрации может быть представлено нотариусом, удостоверившим договор об ипотеке(помощником нотариуса)(оригинал); В случае, если договор заключен до 01.07.2014 предоставляется также заявление о государственной регистрации договора ипотеки;

2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

3) документ, подтверждающий полномочия на подписание договора (если договор подписан представителем физического лица – залогодателя или залогодержателя)(оригинал и копия);

4) договор об ипотеке и документы, названные в договоре об ипотеке в качестве приложений ( если договор об ипотеке совершен в простой письменной форме – оригинал, не менее 2 экз.; если договор об ипотеке нотариально удостоверен — не менее 2 экз., один из которых оригинал);

5) закладная и документы, названные в закладной в качестве приложений (если в договоре об ипотеке указано, что права залогодержателя удостоверяются закладной) (оригинал и копия);

6) кредитный договор, договор займа или иной договор, исполнение обязательств по которому обеспечивается ипотекой(оригинал и копия);

7) иные документы, которые в установленных законодательством Российской Федерации случаях необходимые для государственной регистрации, в том числе для проверки законности сделки, включая:

— нотариально удостоверенное согласие другого супруга на заключение договора, либо документ, свидетельствующий о том, что объект недвижимости не находится в совместной собственности супругов (брачный договор, соглашение разделе общего имущества супругов, решение суда о разделе имущества и определении долей супругов либо заявление, что на момент приобретения имущества залогодатель в браке не состоял (оригинал и копия, решение суда – не менее 2-х экз. копий);

— разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лица, не достигшего 14 лет, или лица, признанного судом недееспособным, их законным(и) представител(ями)(родителями, усыновителями, опекуном)(оригинал и копия);

— согласие органа опеки и попечительства на ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (оригинал и копия);

— если объект недвижимости находится в общей совместной собственности (кроме супругов)- письменное согласие на ипотеку всех собственников (оригинал и копия);

— отчет об оценке недвижимости, являющейся предметом ипотеки (оригинал и копия) – в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Заявителем – физическим лицом по собственной инициативе может быть представлен паспорт объекта культурного наследия (если жилое помещение является объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и такий документ ранее не представлялся на государственную регистрацию сделок с этим объектом) (оригинал и копия).

Обращаем внимание: сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки подлежат нотариальному удостоверению.

Государственная пошлина: 1000 рублей, разделенные на количество участников договора.

Срок предоставления услуги:

7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (для ипотеки объектов нежилого назначения);

9 рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (для объектов нежилого назначения);

3 рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;

5 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5 рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;

7 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Результат услуги: документ, выражающий содержание сделки, с регистрационной надписью(оригинал).

Последнее обновление: 17 января 2017, 13:15

Об изменении с 1 июля 2014 года правил государственной регистрации договоров об ипотеке

Минфином России разъяснены вопросы, возникающие в связи с изменением с 1 июля 2014 года правил государственной регистрации договоров об ипотеке.

По мнению Минфина России, договор об ипотеке, заключенный после 1 июля 2014 года, не подлежит регистрации, а регистрационные действия должны совершаться в отношении каждого объекта недвижимости, передаваемого в ипотеку. Договоры, подписанные до 1 июля 2014 года, но представленные на государственную регистрацию после этой даты, подлежат государственной регистрации с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию залога каждого объекта недвижимости как ограничения (обременения) права.

Государственная пошлина за регистрацию соглашений об изменении и расторжении договоров об ипотеке, заключенных после 1 июля 2014 года, уплате не подлежит, но подлежит уплате пошлина за внесение соответствующей записи в ЕГРП.

Кроме того, Минфин России поддерживает предложения Росреестра о внесении изменений в Налоговый кодекс в части исключения положений о государственной пошлине за внесение изменений в записи ЕГРП в связи с соглашением о расторжении договора об ипотеке.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 7 апреля 2015 г. N 14-исх/04807-ГЕ/15

Копия запроса не приводится.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копии запроса Росреестра от 09.12.2014 N 14-исх/14312-ГЕ/14 и ответа Минфина России на него от 03.02.2015 N 03-05-04-03/4204 относительно применения подпунктов 28, 28.1, 32 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК).

Копия дополнительного запроса не приводится.

Дополнительно отмечаем, что с учетом письма Минфина России от 03.02.2015 N 03-05-04-03/4204 Росреестром в Минфин России направлен дополнительный запрос (копия прилагается) о размере государственной пошлины, подлежащей уплате при внесении изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с подлежащим государственной регистрации соглашением об изменении договора об ипотеке. По поступлении ответа Минфина России соответствующая информация будет доведена в установленном порядке.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 февраля 2015 г. N 03-05-04-03/4204

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 9 декабря 2014 г. N 14-ИСХ/14312-ГЕ/14 по вопросу применения подпунктов 28 и 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество, за внесение изменений в записи ЕГРП в связи с соглашением об изменении или о расторжении договора об ипотеке и сообщает.

1. По вопросу государственной регистраций договоров об ипотеке, заключенных (подписанных) до 1 июля 2014 года, но представленных на государственную регистрацию после 22 ноября 2014 года.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 367-ФЗ) правила о государственной регистрации договора об ипотеке, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный закон о регистрации) и Федеральном законе от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон об ипотеке), не подлежат применению к договорам об ипотеке, заключаемым после дня вступления в силу Федерального закона N 367-ФЗ (т.е. после 1 июля 2014 года).

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 1 июля 2014 года, не должен подлежать государственной регистрации, а должны осуществляться регистрационные действия в отношении каждого объекта недвижимого имущества, передаваемого в ипотеку.

Что касается договора, заключенного (подписанного) до 1 июля 2014 года, но представленного на государственную регистрацию после 1 июля 2014 года, то Департамент поддерживает позицию Росреестра о том, что такой договор об ипотеке подлежит государственной регистрации, так как требование о его государственной регистрации было предусмотрено соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона об ипотеке, действовавшими до 1 июля 2014 года, т.е. на момент составления (подписания) данного договора, и такой договор считается заключенным с момента его государственной регистрации, а положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 367-ФЗ) и Федерального закона об ипотеке применяются к правоотношениям, возникшим после вступления в силу Федерального закона N 367-ФЗ. Государственная регистрация таких договоров об ипотеке осуществляется в прежнем порядке.

Однако учитывая, что в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 312-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 312-ФЗ) с 22 ноября 2014 года размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора об ипотеке не установлен, то, по мнению Департамента, в данном случае должна уплачиваться государственная пошлина за государственную регистрацию залога каждого объекта недвижимого имущества (ипотеки), как ограничения (обременения) права, в размере, установленном подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ).

2. По вопросу применения норм подпункта 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (в редакции Федерального закона N 312-ФЗ) необходимо отметить следующее.

В связи с вступлением в силу Федерального закона N 312-ФЗ размер государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения об изменении или о расторжении договоров об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи ЕГРП, также не установлен. Следовательно, за государственную регистрацию соглашения об изменении договоров об ипотеке, заключенного (подписанного) после 1 июля 2014 года, государственная пошлина уплачиваться не должна.

На основании подпункта 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за внесение изменений в записи ЕГРП в связи с соглашением об изменении договора об ипотеке должна уплачиваться государственная пошлина физическими лицами в размере 200 рублей, организациями — в размере 600 рублей.

Учитывая, что нормы подпунктов 28.1 и 32 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса предусматривают уплату государственной пошлины за совершение действий, связанных с внесением изменений в регистрационную запись об ипотеке, полагаем целесообразным во избежание различных толкований вышеуказанных норм пункта 1 статьи 333.33 Кодекса согласиться с предложением Росреестра о внесении изменений в подпункты 28.1 и 32 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса в части определения указанными подпунктами размеров государственной пошлины в случае совершения конкретных действий, связанных с внесением изменений в регистрационную запись об ипотеке на основании соглашения об изменении условий договора об ипотеке.

3. По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора об ипотеке.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса установлено, что государственная пошлина за погашение регистрационной записи об ипотеке не уплачивается.

Учитывая изложенное, считаем необходимым согласиться с предложением Росреестра о внесении изменений в подпункт 28.1 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса в части исключения из данного подпункта положений, касающихся уплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи ЕГРП в связи с соглашением о расторжении договора об ипотеке.

Вопрос о внесении соответствующих изменений в Кодекс будет рассмотрен в рамках проводимой работы по совершенствованию главы 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса.

Конференция ЮрКлуба

ипотека и регистрация с 01.07.2014

str555 26 Июн 2014

то есть, прощай Росреестр?

полагаю, что не вполне. если правила о госрегистрации ДИ и не подлежат применению, то требования о регистрации ипотеки (102-ФЗ, 122-ФЗ, п.1 ст. 339.1 ГК) таки никто не отменял.

так что регистрируем, но регистрируем только ипотеку, для заключения же ДИ регистрации договора не требуется.

Sania 26 Июн 2014

так что регистрируем, но регистрируем только ипотеку, для заключения же ДИ регистрации договора не требуется.

Ludmila 26 Июн 2014

полагаю, что не вполне. если правила о госрегистрации ДИ и не подлежат применению, то требования о регистрации ипотеки (102-ФЗ, 122-ФЗ, п.1 ст. 339.1 ГК) таки никто не отменял. так что регистрируем, но регистрируем только ипотеку, для заключения же ДИ регистрации договора не требуется. Ваше мнение?

sioxana 02 Июл 2014

Klio 10 Июл 2014

Наша Казань (а именно Росреестр) только сегодня проснулась))). Хотя и я каюсь, не отслеживала законодательство по регистрации.

В общем 8 июля сдали договор ипотеки по старым правилам (4 объекта — 4000 гос пошлина). Все приняли. Наше ООО взяло кредит в банке, заложили недвижку. Сегодня звонят, говорят, что что-то не так, но что. они и сами еще не разобрались)))))). Есть слухи, что теперь госпошлину нужно платить за каждый объект (сколько, росреестр пока не знает в каком размере ), и что госпошлину должны платить оба заявителя пополам (наши банки в шоке ) ссылаются на главу 25.3 НК РФ. Завтра будем выяснять))) Насколько я поняла, теперь за каждый объект 15 000 гос пошлина, как за регистрацию права?

Если Ludmila, как человек «в теме» пояснит, буду очень любезна

Sania 10 Июл 2014

Если Ludmila, как человек «в теме» пояснит, буду очень любезна

гы, а если нет — видать, всем достанется)))

Ludmila 10 Июл 2014

str555 10 Июл 2014

на практике, при ипотеке м/у юриком и физиком требуют 8000 с двоих. кто угадает, почему?

Ludmila 10 Июл 2014

Ludmila 10 Июл 2014

Наше ООО взяло кредит в банке

Интересно, не у нас ли.

что госпошлину должны платить оба заявителя пополам (наши банки в шоке )

Так это всегда так было.

Есть слухи, что теперь госпошлину нужно платить за каждый объект (сколько, росреестр пока не знает в каком размере

А вот это самое интересное.

В январе Росреестр разослал по своим подразделениям своё письмо с приложенным письмом Минфина. По мнению Росреестра, т.к. госрегистрации договоров ипотеки больше нет, то госпошлина должна уплачиваться как за регистрацию обременения, т.е. 15 000 рублей с юрлиц и 1000 руб. с физиков за каждый объект. При этом, по мнению Росреестра, если одна из сторон физик, а вторая юрик, то для каждого из них госпошлина должна считаться отдельно: 7 500 с юрика и 500 с физика за каждый объект.

С 1 июля началась полнейшая свистопляска. Мы сейчас собираем статистику по регионам, в которых у нас филиалы. Пока приходят ответы, что на местах берут так, как указал Росреестр. Неофициально добыли письмо Кировского Росреестра. Данное письмо поражает логикой: надо брать 4 000 руб., но за каждый объект. Впрочем, Кировский филиал пока не дал информацию, как у них сейчас на практике.

Что мы сделали и планируем делать.

Во-первых, направили в филиалы нашу позицию, почему надо брать, как раньше, с указанием донести эту позицию до местных отделений Росреестра. Результат, естественно, нулевой (по крайней мере по тем, кто уже отчитался). Мотивация самая разная: от «у нас есть такие указания» до «Крымнаш надо наполнять бюджет».

Во-вторых, дали указание платить сейчас так, как требует Росреестр, в котором осуществляется регистрация, и сохранять документы об оплате, чтобы при возможности вернуть излишне уплаченную госпошлину.

В-третьих, готовим письмо в Минэкономразвития и Минфин. В ближайшие дни направим. Поможет или нет, неизвестно, но других вариантов у нас нет.

Теперь о правовой составляющей этого кошмара.

В отношении вопроса о том, 15 000 надо брать или 4 000, я однозначно считаю, что 4 000. Потому что подп. 28 с указанием на регистрацию договора и обременения никто не отменял. Нет регистрации договора? Так осталась регистрация обременения, про неё говорится и в подп. 28, вот по этому пункту и берите: 4 000 руб. с юриков, 1 000 руб. с физиков, если одна из сторон юрик, а другая физик, то берите 1 000 руб.

В отношении вопроса о том, надо ли брать за каждый объект или за регистрацию ипотеки в целом, всё сложнее. Когда ещё была регистрация договора ипотеки, в одном из дел на уровне ФАСа подробно и логично расписывалось, почему госпошлина должна браться за регистрацию договора в целом, а не каждого объекта. Мы в своём письме приспособили эту позицию и к регистрации ипотеки, но применительно к регистрации ипотеки это выглядит менее логично, чем применительно к регистрации договора. Хотя, на мой взгляд, по логике должна всё же взиматься госпошлина за один раз.

А вообще весело. Мне сейчас приходится время от времени пользоваться собственным детищем, которое я сочла умершим ещё лет 5 назад.

З.Ы. Начала писать серию статей про изменения в законодательство об ипотеке. Скоро начну выкладывать на zakon.ru.

Klio 10 Июл 2014

Интересно, не у нас ли.

Вряд ли.))) В Ак Барс Банке взяли.
Ludmila, у нас в Республике Татарстан до 1 июля мы оплачивали гос пошлину за регистрацию договора ипотеки 4 000 руб. Сколько бы объектов не было указано в договоре.
Госпошлина всегда уплачивалась только Залогодателем в размере 4000 за 1 договор. (я сейчас про отношения юрик-юрик, про физиков не скажу.)

Ludmila 10 Июл 2014

Вряд ли.))) В Ак Барс Банке взяли.

у нас в Республике Татарстан до 1 июля мы оплачивали гос пошлину за регистрацию договора ипотеки 4 000 руб. Сколько бы объектов не было указано в договоре.

Это везде так было.

Госпошлина всегда уплачивалась только Залогодателем

Это не соответствовало НК РФ. Минфин давал соответствующие разъяснения ещё лет 6 назад.

Да, забыла сказать.

Напоминаю, что ипотека в силу закона госпошлиной не облагается. Но я уже не знаю, что ещё учудит Росреестр и не начнёт ли он требовать оплату госпошлины и за регистрацию ипотеки в силу закона. Мы тут скоро пойдём регистрировать ипотеку в силу закона, вот и посмотрим, потребуют или нет. О результатах сообщу.

А, и ещё в связи со всеми этими изменениями пришлось менять все формы типовых договоров ипотеки.

Ludmila 10 Июл 2014

Позиция Росреестра по Казани:

В Управлении Росреестра по РТ на личном приеме сегодня пояснили, что:

1. пошлина должна взыскиваться в следующем размере (двусторонняя сделка):

— 7500 рублей – со стороны сделки – юрлица;

— 500 рублей — со стороны сделки – физлица.

2. если ипотека оформляется между юрлицом и физлицом, пошлина уплачивается юрлицом в размере 7500 рублей, физлицом – 500 рублей, а не в размере, подлежащем оплате физлицом.

3. пошлина взыскивается за регистрацию каждого объекта, указанного в договоре ипотеки.

Управление Росреестра по РТ придерживается занятой позиции о новом порядке исчисления пошлины. Мотивируют наличием у них подтверждения из Росреестра по РФ и Минфина РФ.

Klio 11 Июл 2014

Позиция Росреестра по Казани: В Управлении Росреестра по РТ на личном приеме сегодня пояснили, что: 1. пошлина должна взыскиваться в следующем размере (двусторонняя сделка): — 7500 рублей – со стороны сделки – юрлица;

Сегодня мой коллега ездил в Росреестр по Казани. Обязали доплатить госпошлину — из разряда 15 000 за каждый объект. Платить будет только Залогодатель (т.е. мы ). Банк госпошлину платить не будет)))).

Ludmila 11 Июл 2014

Сегодня мой коллега ездил в Росреестр по Казани. Обязали доплатить госпошлину — из разряда 15 000 за каждый объект. Платить будет только Залогодатель (т.е. мы ). Банк госпошлину платить не будет)))).

Чудны дела бога Ипотекоатля. Юристу нашего филиала сказали, что поровну.

У меня скопилась уже недурная коллекция писем Росреестра из самых разных регионов.

Rustan 11 Июл 2014

Как считаете, какую при этом госпошлину должны взимать за регистрацию дополнительных соглашений (ДС) к договору ипотеки:

1) не связанных с внесением изменений в регистрационную запись об ипотеке (изменение % ставки по кредитному договору и пр.)

2) связанных с последующим залогом недвижимости (т.е. добавление кредитного договора в перечень обязательств, обеспечиваемых ипотекой) ?

Или получается, что ДС первого вида вообще не подлежат регистрации?

Сообщение отредактировал Rustan: 11 Июль 2014 — 15:00

Сергей2014 11 Июл 2014

готовим письмо в Минэкономразвития

У них нет полномочий по официальному разъяснению законодательства.

Напоминаю, что ипотека в силу закона госпошлиной не облагается.

Здесь именно ипотека как обременение не облагается, потому и нет Росреестра оснований для чудес. Но очень интересен результат.

Ludmila 11 Июл 2014

Как считаете, какую при этом госпошлину должны взимать за регистрацию дополнительных соглашений (ДС)

Если речь идёт о регистрации допников к договорам, заключённым до 01.07.2014 г., то да, такие допники подлежат регистрации и, соответственно, должна уплачиваться пошлина по-прежнему.

Если речь о допниках к договорам, заключённым после 01.07.2014 г., то Ваше предложение регистрировать допники к договорам, не подлежащим госрегистрации, вызывает только один вопрос: Вы юрист?

У них нет полномочий по официальному разъяснению законодательства.

Ой, спасибо, а я-то не знала!

Сергей2014 11 Июл 2014

Ой, спасибо, а я-то не знала!

regedit 11 Июл 2014

Нет, ну каков креатив! Госпошлина скакнула для ипотеки с физиком в 8 раз, для юриков почти в четыре раза. И все это при том, что в НК никаких изменений не вносили, а всего лишь отменили регистрацию договора! Шикарный ход, браво и бис нашим славным разъясняльщикам, Росреестру, Минэконому, Минфину и др.

Следующее, что приходит в голову — не все доп. соглашения к «зарегистрированным» договорам ипотеки придется нести на «регистрацию», а только те, которые приводят к изменению сведений об ипотеке, содержащихся в ЕГРП. Будут их штамповать регистраторы или нет, никому неизвестно. Если будут, то красота вообще — одни допы «зарегистрированы», со штампами, другие — нет. И поди объясни это.

Если речь идёт о регистрации допников к договорам, заключённым до 01.07.2014 г., то да, такие допники подлежат регистрации

По логике — да, а как ТАМ решат — неизвестно

Сообщение отредактировал regedit: 11 Июль 2014 — 16:36

Dmitrii_ar 11 Июл 2014

Возможно это и бред, но что если вместо заключения нового договора после 1.07, поднять какой-нить старый зарегистрированный договор и назвать новый по сути договор допником к тому старому.

Сообщение отредактировал Dmitrii_ar: 11 Июль 2014 — 16:52

Ludmila 11 Июл 2014

Ну Вы-то уже, наверное, решили эту проблему. Так поделитесь тут, как Вам это удалось.

Dmitrii_ar 11 Июл 2014

Госпошлина скакнула для ипотеки с физиком в 8 раз,

Если 10 объектов, то для юрика аж в 35.

Сообщение отредактировал Dmitrii_ar: 11 Июль 2014 — 16:48

Ludmila 11 Июл 2014

Госпошлина скакнула для ипотеки с физиком в 8 раз

Не так. Для физиков пошлина осталась 1000 руб., но уже за каждый объект.

Пример: физлицо в обеспечение кредита передаёт в ипотеку банку жилой дом с земельным участком. Соответвенно, госпошлина считается отдельно для физика, отдельно для юрика, и получается следующее:

1) Для физика госпошлина составляет 1 000 руб. х 2 объекта = 2 000 руб. Из них физик платит 1/2, т.е госпошлина с физика составляет 2 000: 2 = 1000 руб.

2) Для банка госпошлина составляет 15 000 руб. х 2 объекта = 30 000 руб. Из них банк платит 1/2, т.е. госпошлина с банка составляет 30 000 руб. : 2 = 15 000 руб.

Итого госпошлина составит 16 000 руб.

Если 10 объектов, то для юрика аж в 35.

Сейчас заключаем договор ипотеки. Юрик. 50 объектов.

regedit 11 Июл 2014

В общем, без изменений НК весь этот креатив с пошлинами очень сомнителен. Другое дело, будет ли кто-нибудь оспаривать в суде такие отказы рег.органов?