Фз о несостоятельности банкротстве 1992

Автор: | 16.02.2019

Фз о несостоятельности банкротстве 1992

Признаки несостоятельности (банкротства) могут иметь как субъекты, у которых имеется перспектива восстановления платежеспособности, так и субъекты, которые практически прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также те, местонахождение которых неизвестно. В этом случае в целях более быстрого исключения таких субъектов из имущественного оборота применяются упрощенные процедуры банкротства.

Названные процедуры применяются в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника. Институт упрощенных процедур банкротства является неотъемлемой частью системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой системы законодательства о банкротстве, которое прошло большой путь развития.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве), как и в целом институт несостоятельности в России, в настоящее время переживает процесс своего воссоздания. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII Таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия и внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его имущество, отношение к проблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня [1] .

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовывали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На отработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.

«Законодательство о банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять. По свидетельству известного российского цивилиста Г.Ф.Шершеневича, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.» [2]

Изучение истории, обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне делом необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, — это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.

Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности, как одного из институтов рыночной экономики.

На протяжении уже не одного столетия законодательство о несостоятельности и соответствующая правовая система занимают центральное место в деловой жизни каждой страны. От их качества зависит решение о выдаче и получении кредитов, решение о принятии коммерческих рисков, решение о погашении долгов и других обязательств, решение о возможности совершения должником действий, направленных на обман кредиторов, решение о достижении компромисса по требованиям. Способность предприятия правильно определить, как закон и суд расценят ту или иную ситуацию, является самым эффективным путем предотвращения споров и направлением сторон действовать так, как решил бы в данной ситуации суд.

С 1917 года по 1992 год в России институт несостоятельности (банкротства) не существовал. Гражданское право в советский период своего развития утратило все дореволюционные традиции правового регулирования несостоятельности (банкротства) должника. Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики.

В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника.

Первый законодательный акт о банкротстве Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [3] был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Статья 2 данного закона определяла типы применяемых к должнику процедур:

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника и санацию.

К ликвидационным процедурам относятся:

· принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

· добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов.

Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Как видно из содержания приведенной нормы, первый закон о банкротстве не предусматривал упрощенных процедур банкротства.

Первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» представлял собой непродуманную попытку объединить элементы несостоятельности, действующие в разных странах, только эклектическим образом. Российский закон не устанавливал достаточного регулирования механизма реализации процедуры банкротства. В то же время понятие и признаки банкротства, закрепленные в законе, не отвечали современным представлениям о рыночной экономике, так как основывались на принципе неплатежеспособности, от которого давно отказались зарубежные законодательства.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для реформирования российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

С 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» [4] . Во исполнение вновь принятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлений, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

В данном законе уже имелась глава X, регламентирующая порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включала два параграфа:

· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство отсутствующего должника

Федеральный Закон о банкротстве (несостоятельности) предприятий 1998 года уже более отвечал потребностям общества, он неоднократно изменялся и дополнялся вплоть до 2002 года.

И, наконец, 27 сентября 2002 года Государственной Думой был принят, новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в «Российской газете» за № 127-ФЗ. В данном Федеральном Законе более детально проработаны вопросы, которые возникают при банкротстве предприятий, уделено внимание более детальной регламентации процесса банкротства с целью избежать злоупотреблений в этой сфере, которые возникали за счёт пробелов в прежнем законодательстве.

Данный закон также включает глава X I , регламентирующую порядок осуществления упрощенных процедур банкротства. Она включает, как и предыдущий закон о банкротстве два параграфа:

· § 1. Особенности банкротства ликвидируемого должника

· § 2. Банкротство отсутствующего должника

Содержание, статей, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства не претерпело изменений, т.к. основной причиной принятия действующего закона о банкротстве было предотвращение возможности осуществления рейдерских процедур. Предприятия же, банкротство которых осуществляется по упрощенным процедурам, интереса для рейдеров не представляют. При этом, при принятии действующего закона о банкротстве отсутствовали какие-либо объективные причины изменения норм, регламентирующих порядок упрощенных процедур банкротства.

[1] Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учебно-практическое пособие. — Волтерс Клувер, 2006 г. С. 5

[2] Калинина Е.В. Несостоятельность(банкротство): пути выхода из финансового кризиса // Юрист №2 2002. С 15-19.

[3] Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» // «Российская газета» от 30 декабря 1992 года.

[4] Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями от 21 марта 2002 г.) // «Российская газета» от 20, 21 января 1998 г.

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу)

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I
«О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 1998 г.

См. постановление Верховного Совета РФ от 19 ноября 1992 г. N 3930-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Настоящий Закон определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.

Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически не целесообразно или они не дали положительного результата.

Понятия, используемые в целях настоящего Закона:

активы — имущество предприятия, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы;

пассивы — обязательства (за исключением субвенций, дотаций, собственных средств и других источников) предприятия, состоящие из заемных и привлеченных средств, включая кредиторскую задолженность;

арбитражный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника;

внешнее управление имуществом должника — реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника предприятия-должника или кредитора (кредиторов) и осуществляемая на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему;

добровольная ликвидация предприятия-должника — внесудебная процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по соглашению между его собственником и кредиторами под контролем кредиторов;

должник, предприятие-должник — предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;

конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;

конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;

конкурсный управляющий — лицо, осуществляющее конкурсное производство;

мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов;

недобросовестное удовлетворение требований кредиторов — удовлетворение требований отдельных кредиторов в ущерб интересам остальных кредиторов;

неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее;

предприятие — занимающееся предпринимательской деятельностью юридическое лицо, или не образующие юридического лица предприниматели или гражданин-предприниматель;

принудительная ликвидация предприятия-должника — процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда;

реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации;

санация (оздоровление предприятия-должника) — реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредитором (кредиторами) или иными лицами оказывается финансовая помощь предприятию-должнику;

умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

19 ноября 1992 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Определены условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, установлена очередность удовлетворения требований кредиторов.

Под несостоятельностью (банкротством) в законе понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Установлена подведомственность дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражному суду. Закон содержит процессуальные нормы о порядке рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

Подробно регламентирована процедура конкурсного производства, регулируются вопросы деятельности конкурсных управляющих. С момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства: запрещается отчуждение имущества должника, погашение его обязательств; сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими; прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника. Из имущества должника вне конкурса погашаются его долговые обязательства, обеспеченные залогом. Вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, продолжением функционирования предприятия-должника.

После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности. Отчет подлежит утверждению арбитражным судом. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Закон вводится в действие с 1 марта 1993 года.

Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»

Настоящий закон вводится в действие с 1 марта 1993 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 1992 года N 279, в газете «Российские вести» от 21 января 1993 г. N 13, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 7 января 1993 г. N 1 ст. 6

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 марта 1998 г.

Новый закон о несостоятельности банкротстве в России и его отличие от других законов о несосто

Главная > Закон >Государство и право

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г. 4

Арбитражный управляющий – кто он? 6

Новшества в Законе 2002 г. 16

Список использованной литературы 20

В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в Законе РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», а затем в ст. 61 и 65 Гражданского кодекса РФ. В 1998 г. был принят новый Закон о банкротстве, учитывающий как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. Закон 1998 г. был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов, которые зачастую были заинтересованы не в финансовом оздоровлении должников, а в их банкротстве и приобретении прав на их имущество. Это и послужило причиной для принятия 26 октября 2002 г. нового Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 2002 г.).

В связи с начавшимся финансовым кризисом в декабре 2008, апреле и июле 2009 г. в Закон 2002 г. были внесены существенные изменения.

Закон 2002 г. является комплексным нормативным актом, в котором предусматривается несколько вариантов банкротства организаций, включая ликвидацию (признание банкротом) и восстановление платежеспособности должника как альтернативу ликвидации. Тем не менее, на практике закон так и не стал эффективным механизмом, защищающим права кредиторов и должников, т.к. банкротство зачастую применяется как мера для решения проблем должников по погашению задолженности перед кредиторами. Должники уходят от уплаты задолженности через банкротство своих юридических лиц, предварительно выводя все значимые активы до начала процедуры банкротства. Последние изменения в Закон 2002 г. в том числе связаны и с ужесточением позиции государства по оспариванию таких сделок и увеличению кредиторской массы для удовлетворения требований всех кредиторов.

Основные недостатки «Закона о несостоятельности и банкротстве предприятий» 1992 г.

Закон Российской Федерации «О несостоятельности и банкротстве предприятий» (далее Закон 1992 г.) был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта 1993 года.

Остановимся на существующих недостатках этого закона.

Во-первых, российский закон предоставил возможность применения «прокредиторской» и «продолжниковской» системы и этим ограничился, не утруждая себя детальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядок рассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядка рассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем, так же, как и все процедуры банкротства, применяемые к должнику.

Во-вторых, само понятие и признаки банкротства, которыми оперировал закон, не отвечают современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992).

В-третьих, представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерный подход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства. Закон не делал никаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посреднической организацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием и крестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитной организацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников, применяемые к ним процедуры и т.п., хотя было совершенно ясно, насколько различными будут последствия их применения.

В-четвертых, при регулировании порядка применения процедур банкротства закон совершенно не учитывал многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и его кредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться со случаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место его нахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом, необходимым даже для покрытия судебных издержек и т.п. Во всех подобных случаях арбитражный суд должен был, как предписывал закон, объявить должника банкротом, открыть конкурсное производство и для его осуществления назначить конкурсного управляющего. Естественно, ни один из кредиторов не соглашался перечислить на депозитный счет арбитражного суда денежную сумму, необходимую для выплаты конкурсному управляющему вознаграждения (хотя бы в порядке аванса). Решения арбитражного суда о банкротстве таких должников в принципе было невозможно реализовать, поэтому суды хранили такие дела в сейфах, а должники, признанные банкротами, продолжали числиться в реестре юридических лиц.

Пробельность Закона о банкротстве 1992 года послужила причиной принятия многочисленных подзаконных актов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в области несостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Арбитражный управляющий – кто он?

Согласно Закону 1992 г. одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к нему, были определены в Законе одним вторым абзацем пункта 4 статьи 12, который гласил: «Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии». Вот и все требования.

То есть получилось, что арбитражным управляющим могло быть любое лицо, отвечающее указанным требованиям. Все это привело к тому, что в самом начале формирования сообщества антикризисных управляющих в Российской Федерации арбитражными управляющими, нередко, становились случайные люди, которые не имели ни опыта, ни знаний, ни авторитета в сфере антикризисного управления и, соответственно, такими людьми легко и просто было манипулировать.

Нельзя отрицать и того факта, что в антикризисное управление в тот период приходили люди для проведения одной процедуры банкротства на конкретном предприятии, после чего вопросами антикризисного управления больше не занимались.

Из более 6000 арбитражных управляющих, внесенных на сегодняшний день в реестр Росрегистрации, стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 года имеют всего лишь единицы. Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным и, естественно, в тот период ни о каком авторитете арбитражного управляющего говорить не приходилось.

Случайные люди, пришедшие в сферу антикризисного управления, своими действиями и бездействием только нанесли вред их приемникам и создали в обществе негативное отношение к арбитражным управляющим. К сожалению, с этим стереотипом по отношению к арбитражным управляющим и сегодня приходится сталкиваться.

Практика применения установленных Законом 1992 г. минимальных требований к арбитражному управляющему показала, что лица, хотя и соответствовали данным требованиям, тем не менее, в большинстве своем оказывались недостаточно подготовленными к выполнению возложенных на них многогранных функций.

Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.05.94 № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», которым на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.

Можно смело утверждать, что государством только с 1995 г. началась проводиться работа по дополнительному специальному обучению лиц, решивших заниматься деятельностью в сфере антикризисного управления, с последующей их аттестацией.

Подготовка в высших учебных заведениях специалистов по специальности «Антикризисное управление» началась после утверждения Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 062000 «Антикризисное управление». Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 19.07.96 и приказом Госкомвуза России № 1315 от 25.07.96 «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» был дополнен указанной специальностью.

Первым в Российской Федерации в 1997 г. к подготовке таких специалистов приступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

За прошедший с 1992 г. пятилетний срок многое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве. Новый Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.

В отличие от Закона 1992 г., который под арбитражным управляющим понимал назначенное арбитражным судом лицо, которому передаются функции внешнего управления имуществом должника, в Законе 1998 г. под арбитражным управляющим понимается физическое лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления установленных Законом полномочий, в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Арбитражным управляющим, названным временным управляющим, является лицо, назначенное арбитражным судом для осуществления процедуры наблюдения. Следует отметить, что Закон 1992 г. не предусматривал применение такой процедуры как наблюдение, и, следовательно, понятие «временный управляющий» в Законе 1998 г. явилось новеллой.

Так же новеллой в Законе 1998 г. по отношению к Закону 1992 г. являются следующие изменения, касающиеся понятия «Арбитражные управляющие»:

— кандидат в арбитражные управляющие должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

— обладать специальными знаниями и иметь аттестат специалиста по антикризисному управлению;

— с 01.03.99 арбитражные управляющие имели право исполнять свои функции только на основании лицензии;

— арбитражным управляющим не может быть назначено лицо, в отношении которого имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

— лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться, как минимум, в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

По сравнению с Законом 1992 г., в Законе 1998 г. помимо расширения прав и обязанностей арбитражного управляющего, была включена статья 21 «Ответственность арбитражного управляющего», в которой в качестве ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, предусматривался отзыв лицензии, отстранение арбитражного управляющего от исполнения своих обязанностей, а также возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими действующее законодательство РФ.

Проведя краткое сравнение положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства, можно сделать следующие выводы:

2.2. Закон о банкротстве

В законе под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность должника (предприятия или граждан) удовлетворить требования кредиторов: 1) по денежным обязательствам (оплате товаров, работ, услуг), 2) по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, сборы, взносы и др.).

Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ (введен в действие с 1 марта 1998 г.) внешним признаком банкротства признают невыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Прежние нормативные акты кроме внешних признаков банкротства учитывали и внутренние признаки, базирующиеся на данных бухгалтерской отчетности. Так по постановлению Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по

реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. внутренними критериями для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий являлись:

коэффициент текущей ликвидности (отношение текущих активов к текущим (краткосрочным) обязательствам) — неудовлетворительным считается значение менее 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами (отношение разности собственного капитала и стоимости внеоборотных активов к текущим активам) — неудовлетворительным считается значение менее 0,1;

коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению).

Источниками информации для оценки состояния предприятия являлись баланс, отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках). Таким образом, до 1 марта 1998 г. арбитражный суд для признания должника банкротом должен был оценивать его бухгалтерский баланс и высчитывать коэффициенты. В результате переоценки основных фондов активы многих предприятий получались солидными и коэффициенты приемлемыми для дальнейшего функционирования, хотя предприятие фактически стояло. Так, решением суда было отклонено банкротство ОАО «АЗЛК».

Новый закон о банкротстве (с 1 марта 1998 г.) вводит в рассмотрение: особенности процедуры банкротства для различных юридических лиц — градообразующих предприятий (различные льготы), сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств (учет сезонности работ и возможности реализации продукции), кредитных организаций (в том числе банков), страховых фирм

(учитываются имущественные права участников страховой деятельности), профессиональных участников рынка ценных бумаг;

банкротство граждан, включая индивидуальных предпринимателей;

фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство.

Необходимо отметить следующие отличия нового закона от ранее действовавшего.

Закон 1992 г. позволял использовать признаки банкротства для принятия административных решений. Новый закон направлен на исключительное решение судьбы предприятия судебными органами (арбитражным судом) и имеет целью избежание необоснованного признания должника банкротом. Несостоятельность (банкротство) может быть признана только арбитражным судом или объявлена должником (разглашение сведений о финансовом состоянии и предполагаемом банкротстве до момента публикации решения арбитражного суда преследуется законом).

По новому законодательству государственные органы в большей степени должны ориентироваться на сохранение предприятия и создание условий его выживания через реструктуризацию.

Еще одно преимущество нового закона состоит в существенном сокращении времени на обязательные процедуры после подачи иска в арбитражный суд со стороны кредитора. Ранее с момента подачи заявления в суд до самого судебного заседания в большинстве случаев проходило несколько месяцев. За это время руководство предприятия-должника имело возможность продать на сторону все ценное имущество и сократить тем самым конкурсную массу. При такой ситуации сами кредиторы были не заинтересованы в возбуждении дела о банкротстве. Новый закон устанавливает срок не более трех месяцев (возможность отсрочки в пределах двух месяцев).

Отменена необходимость анализа бухгалтерских документов в суде. Для признания банкротом достаточно того, что

должник не рассчитался с кредитором в течение трех месяцев после наступления срока платежа.

5. В новом законе введен механизм, побуждающий должника самого заявлять о собственном банкротстве.

Банкротство имеет место:

в результате судебного решения (признание факта банкротства арбитражным судом. Требования к должнику должны превышать 500 минимальных размеров оплаты труда);

при добровольной ликвидации и официальном объявлении должника о своей несостоятельности (внесудебная процедура). Вне суда допускается также договоренность между должником и кредиторами об отсрочке платежей или скидке с долгов.

При добровольной ликвидации должник официально объявляет о своей несостоятельности (банкротстве), такое решение принимается руководителем предприятия-должника совместно с кредиторами на основе анализа финансового состояния. Собственник или кредиторы назначают конкурсного управляющего вместо руководителя предприятия-должника. На заключительном собрании кредиторов и собственников (после погашения требований) утверждается ликвидационный баланс и принимается решение о ликвидации. На основе представления собрания предприятие исключается из государственного реестра и считается ликвидированным.

Процедуры банкротства (рис. 4):

наблюдение (с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом для обеспечения сохранности имущества);

внешнее управление (судебная санация) с целью восстановления платежеспособности должника;

конкурсное производство (с момента признания должника банкротом для удовлетворения требований кредиторов);

2,2. Закон о банкротстве

Рис. 4. Процедуры банкротства

Для судебного рассмотрения вопроса о банкротстве требования к должнику (в совокупности) должны превышать 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Основанием для судебного рассмотрения является заявление кредитора (кредиторов), должника (предприятия-должника) или прокурора (если имеет место умышленное или фиктивное банкротство).

Первым шагом для кредитора является извещение должника о требованиях и предоставлении недельного срока для выполнения обязательств. Если обязательства не погашены, то кредитор по истечении недели может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве и предложить свою форму решения вопроса (внешнее управление имуществом или ликвидация). Результатом судебного рассмотрения являются: решение о признании должника несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства (т.е. осуществление ликвидационных процедур) или отклонение требования признания банкротства, если у должника имеется возможность погасить обязательства. Если ряд кредиторов соглашается отсрочить погашение долгов или предоставить скидки (считая ликвидацию нецелесообразной процедурой), то возможно мировое соглашение.

Таким образом, в отношении должника через суд могут применяться следующие действия:

принудительная ликвидация; санация (судебная или досудебная); мировое соглашение.

добровольная ликвидация под контролем кредиторов(внесудебная процедура) принудительная ликвидация по решению арбитражного суда Санация (восстановление \вешнее управление имуществом х J должника (судебная санация)

платежеспособности) [досудебшя сашция

Принудительная ликвидация осуществляется через процедуру конкурсного производства, когда проводится распределение между кредиторами активов должника. Имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, носит название конкурсной массы.

Добровольное банкротство и ликвидация возможны только при условии получения письменного согласия всех кредиторов. При добровольном объявлении несостоятельности указывается срок для заявления требований (не менее двух месяцев). С момента принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом вводится наблюдение. С этого момента 56

приостанавливаются взыскания (кроме выплат по заработной плате, алиментов, возмещению вреда на основании судебных решений). Запрещается выделение доли (пая), связанное с выходом из компании одного или нескольких участников. Арест имущества или наложение ограничений по распоряжению имуществом осуществляются только в рамках процесса о банкротстве.

Судебное решение, как уже говорилось, не всегда означает банкротство. Собрание кредиторов может ходатайствовать о предоставлении срока для восстановления платежеспособности. В этом случае вводится внешнее управление на 12 месяцев. Отстраняется прежнее руководство предприятия-должника. Документация, ценности и реальное управление передаются внешнему управляющему.

Мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

-закрытие нерентабельных производств;

-ликвидация дебиторской задолженности;

-продажа части имущества;

-уступка прав требования (продажа их на открытых торгах); -погашение задолженности собственником;

-продажа предприятия (бизнеса) целиком на аукционе и иные способы.

Ходатайствовать о назначении внешнего управляющего имуществом могут предприятие-должник или его собственник, кредиторы. Основанием для принятия судом решения о санации в форме внешнего управления имуществом является наличие реальной возможности восстановления платежеспособности. Общая продолжительность проведения внешнего управления имуществом (с учетом продления) не должна превышать 18 месяцев. На этот период требования кредиторов к должнику замораживаются. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего

(на данном этапе это внешний управляющий). Кредиторы и должник могут предлагать собственные кандидатуры, но не из числа своих управляющих. По окончании периода внешнего управления возможны следующие действия: заключение мирового соглашения; погашение требований кредиторов;

решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытие конкурсного производства.

С момента открытия конкурсного производства формально наступает срок исполнения всех денежных обязательств, прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов, разрешается разглашение сведений о финансовом состоянии должника, снимаются ранее наложенные аресты имущества, публикуется информация о признании банкротом должника. Осуществляется оценка имущества, которое составляет конкурсную массу.

В конкурсную массу включаются все активы предприятия, фигурирующие в балансе, за исключением имущества под залогом, арендованного имущества, личного имущества работников, жилищного фонда, детских учреждений и отдельных жизненно важных для данного региона объектов.

Процедура конкурсного производства имеет целью соразмерное погашение требований кредиторов, объявление должника свободным от долгов и осуществляется как принудительная или добровольная ликвидация. Процедуру конкурсного производства осуществляет конкурсный управляющий (оценивает и распоряжается имуществом, в том числе проводит продажу имущества, формирует конкурсную массу, взимает дебиторскую задолженность, составляет список признанных и отклоненных требований, руководит ликвидационной комиссией). Вне очереди покрываются судебные расходы, коммунальные и эксплуатационные платежи.

Требования кредиторов удовлетворяются из конкурсной массы в следующем порядке (требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди):

требования граждан к должнику за причинение вреда их жизни и здоровью (капитализация соответствующих повременных платежей);

оплата труда работников, отчисления в Пенсионный фонд, выплата пособий за один год до открытия конкурсного производства, выплата вознаграждений по авторским и лицензионным договорам;

требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные

требования других кредиторов.

Если по соответствующей очереди недостаточно средств для погашения обязательств, то средства между кредиторами данной очереди распределяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них. При этом требования кредиторов считаются погашенными. После удовлетворения всех требований из имеющейся конкурсной массы должник считается полностью свободным от долгов. Арбитражный суд на основе отчета конкурсного управляющего о проведенных действиях (включает ликвидационный баланс, документы об использовании оставшихся средств, декларацию о личных доходах) принимает решение об окончании конкурсного производства, на основании которого орган государственной регистрации исключает данное предприятие из реестра. С момента исключения из реестра предприятие считается ликвидированным.

Санация (в том числе досудебная) означает проведение реорганизационных мероприятий с целью оздоровления пред-

приятия-должника, во-первых, через оказание финансовой помощи (кредиторами или собственником), а во-вторых, через отсрочку долгов.

Ходатайствовать о санации могут должник, его собственник или кредиторы. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют: 1) собственник предприятия-должника, 2) кредиторы, 3) члены трудового коллектива рассматриваемого предприятия.

Если за период 36 месяцев не удалось поправить финансовое положение предприятия и повторно подается в суд заявление о возбуждении дела о банкротстве, то повторная санация не допускается. Участники санации определяются на конкурсной основе.

При решении суда о проведении санации и выборе участников вырабатывается соглашение о продолжительности санации (в пределах 18 месяцев, в крайнем случае по решению суда в пределах 24 месяцев), распределении ответственности между участниками по погашению обязательств, возможной передаче должником основных средств участникам санации.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение. Мировое соглашение означает возможность для должника отсрочки и (или) рассрочки причитающихся платежей, скидки с долгов, обмена требований на акции. За мировое соглашение должны проголосовать большинство конкурсных кредиторов и все кредиторы, долги перед которыми обеспечены имуществом должника (залогом). Мировое соглашение может содержать условия:

об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

об уступке прав требования должника;

об исполнении обязательств должника третьими лицами;